Наименование конкурсного материала |
Программа областного слета школьных лесничеств и детских экологических объединений «Юные друзья природы» |
Вид материала |
Программа, специализированная организация отдыха детей и их оздоровления (палаточный лагерь, ЛТО) |
Направленность |
экологическая |
Цель |
привлечение обучающихся к практической деятельности по сохранению окружающей среды |
Задачи |
формирование у подрастающего поколения экологически ответственного мировоззрения
обмен опытом работы школьных лесничеств и детских экологических объединений по изучению и охране окружающей среды, рациональному природопользованию и воспроизводству природных ресурсов
построение эффективной системы взаимодействия обучающихся в сфере реализации экологических инициатив и проектов и исследований естественнонаучной направленности
|
Целевая аудитория |
13-15 лет, 15-17 лет |
Продолжительность |
5 дней |
Актуальность |
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование призван дать возможность максимальному количеству обучающихся стать успешными в интересующих их сферах.
Реализации естественнонаучных, экологических инициатив обучающихся поморгает естественнонаучная направленность дополнительного образования. Реализация дополнительных общеобразовательных программ и как результат участие детей и подростах в профильных событиях, которые позволяют представить результаты их работы, достижения, инициативы и проекты.
В целях координации дополнительного образования естественнонаучной направленности, реализации традиционных и новых проектов естетсвеннонаучной направленности для обучающихся и педагогов региона 01 августа 2020 г. был создан региональный центр «Экостанция» (структурное подразделение ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей), одним из ключевых проектов которого стал областной слет школьных лесничеств и детских экологических объединений «Юные друзья природы». Это мероприятие является традиционным для системы детских экологических объединений региона, но программа его программа в 2021 году объединила в себе как успешные и практикуемые много лет, ожидаемые участниками форматы работы, так и события, соответствующие ключевым трендам экологического образования.
|
Структура мероприятия (занятия) |
Программа слета включает четыре блока: конкурсный, образовательный, интерактивный и досуговый.
Для оценки эффективности реализации программы и планомерности достижения результатов были организованы совещания с руководителями команд, рефлексия в командах и группах смешанного состава. Организаторы, руководители команд и участники слета находились в постоянном диалоге для оперативного решения организационных и содержательных вопросов.
После завершения слета было организовано анкетирование обучающихся и педагогов в электронном формате, что позволило получать обратную связь, впечатления и конструктивные предложение по организации слета. По итогам анкетирования 98% % обучающихся и педагогов оценили слет как успешный для себя лично и состоявшийся.
|
Краткое содержание |
В рамках конкурсного блока организовано проведение 4 конкурсов
1) Представление команды «Экологическое открытие» (командный зачет):
2) Конкурс юных натуралистов (личный и командный зачет)
3) Конкурс-эстафета «Лесное многоборье» (командный зачет)
4) Конкурсное испытание «Зелёный дом» (командный зачет)
Интерактивный блок включает в себя работу по заполнению дневника эколога. Дневник включает в себя разнообразные задания по итогам прохождения образовательных блоков, практических мастер-классов, программы слета, обустройства территории проживания команд и т.д. За верно заполненный дневник команда может получить до 20 баллов к общекомандному зачету.
Образовательный блок слета включает:
для обучающихся – проведение образовательных мастер-классов
экологической, лесоводческой направленности, по вопросам социального проектирования, эковолонтерской деятельности;
для педагогов – обмен опытом работы по обеспечению эффективности реализуемых дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности, по вопросам создания новых моделей образовательных практик в системе дополнительного образования детей естественно-научной направленности педагогов, наставников экологических объединений, школьных лесничеств.
Досуговый блок слета включает проведение фотомарафона на знакомство с лагерем, интерактивные дискуссионные мероприятия, образовательные игры, шоу программы.
|
Условия проведения |
Участниками слета стали 212 обучающихся образовательных организаций Челябинкой области в возрасте 12-18 лет (28 команд) – лидеры детских экологических объединений.
Состав команды – не менее 7 обучающихся и не менее 1 руководителя.
Работа в течение слета была организована как в командах изначального состава (конкурсный блок), так и в смешанных группах (образовательный и интерактивный блоки), что позволило создать условия для общения и обмена опытом, выстраивания дружеских взаимоотношений между лидерами различных детских экологических объединений.
Работа педагогов в рамках их образовательного блока также строилась в группах сменного состава.
Подготовку и проведение слета осуществляет организационный комитет:
1) проводит организационные мероприятия по подготовке и проведению слета;
2) регистрирует участников слета, осуществляет прием заявок;
3) утверждает программу проведения слета;
4) содействует формированию и организации деятельности экспертного совета;
5) на основании решения экспертного совета утверждает список победителей
и призеров слета;
6) утверждает порядок награждения победителей и призеров слета.
Для подведения итогов слета создается экспертный совет. Состав экспертного совета утверждается организаторами слета.
Слет прошел на базе областного летнего палаточного лагеря на оз. Тургояк. Материально-техническая база реализации смены включала:
– оснащенная зона купания – песчаный пляж с примыкающей территорией для проведения мероприятий;
– объекты культурно-массового назначения: летняя эстрада (открытая площадка), музыкальное оборудование, настольные игры, компьютеры;
– оборудование: столы и стулья в необходимом количестве, ПК, плазменный телевизор, микрофоны, фотоаппарат, принтер, сканер;
– материалы для оформления и творчества – бумага А4, ватманы, пишущие принадлежности, флипчарты, прочая канцелярия;
Все необходимые для участия в слете материалы были размещены на официальном сайте ГБУДО «ОЦДОД» (http://ocdod74.ru/), в официальной группе регионального центра «Экостанция» ВКонтакте https://vk.com/ecostation74 .
Для дополнительного информирования обучающихся и педагогов вопрос об организации слета рассматривался в рамках ежемесячных вебинаров о деятельности регионального центра «Экостанция» в апреле и мае 2021 г.
После формирования перечня команд-участников для их руководителей было проведено 2 онлайн-совещания, велась постоянная оперативная рассылка необходимых материалов на эл.адреса, создан чат в Вотсапе для оперативного решения организационных вопросов.
Во время проведения слета в официальной группе регионального центра «Экостанция» ВКонтакте https://vk.com/ecostation74 была организована оперативная публикации информационных материалов о мероприятиях. Также велась постоянная фотосъёмке с последующим размещением фотоотчета в общем доступе (фотоотчет о реализации программы https://vk.com/ecostation74?z=album-103620183_282567663 )
Публикации о ходе реализации программы были представлены в официальной группе ВКонтакте Федерального центра дополнительного образования детей и на сайте Министерства образования и науки Челябинской области.
|
Предполагаемые результаты |
Выявление лучших команд в общем зачете
Выявление лучших обучающихся в индивидуальном зачете
Представление возможностей для самореализации
Формирование пространства диалога для лидеров детских экологических объединений
Развитие лидерских качеств
Стимулирование проектной и исследовательской активности
Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков обучающимися
Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу
Развитие и расширение кругозора обучающихся
Создание благоприятного психологического климата в детских коллективах временного и постоянного состава
Представление возможностей для реализации творческих способностей обучающихся
Эмоциональная разгрузка
|