Актуальность |
Программа реализуется через систему событий, способных пробудить детскую любознательность, вовлечение в активное освоение окружающего мира. При выборе воспитательных дел акцент делается на их видовое многообразие: события соревновательного характера чередуются с играми на развитие сотрудничества и взаимопомощи, ролевые игры. Особое внимание уделяется работе с детьми и подростками девиантного поведения. Все события направлены на восстановление и коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных качеств, коррекцию познавательной и двигательной активности с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанию трудовых навыков и развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей и воспитание трудовых навыков происходит их угасание.
Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с определенной деятельностью. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Поэтому становится очевидной необходимость и возможность развертывания в детском оздоровительном лагере программы, направленной на физическое и психическое оздоровление подростков на основе эффективного использования кадрового, материально-технического и природного потенциала лагеря. Необходимо помочь детям вырасти жизнеспособными, социально уверенными достойными гражданами своей страны.
В течение реализации летней программы «Время побеждать» дети будут приобщаться к общественно-культурному опыту, к социально-значимой деятельности через профильные смены, тематические дни и соответствующие этим дням события. Важным также является развитие ребенка как личности, уверенности в своих возможностях, раскрытие и поощрение индивидуальности и ответственности перед собой и обществом.
|
Краткое содержание |
Основное содержание программы включает в себя коллективные творческие дела в отрядах, различные тематические события: отрядные, дружинные, общелагерные, а также другие формы коллективного взаимодействия детей и взрослых. Многие общелагерные события связаны непосредственно с памятными и знаменательными датами, такими как:
12 июня – День России
19 июня – День медика
22 июня – День памяти
23 июня – Международный Олимпийский день
27 июня – День молодежи России
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности
10 июля – День рыбака
16 июля – День металлурга
31 июля – День ВМФ России
2 августа – День ВДВ
7 августа – День железнодорожника
12 августа – День ВВС
13 августа – День физкультурника
и др.
Основная идея Программы – учить жить правильно, чтобы быть здоровым, жить достойно и счастливо.
Говорят, когда рождается человек, на небе вспыхивает новая звезда. Но какие они разные: одни маленькие, другие большие; одни едва заметны, другие видны сразу; одни ели светят, другие сияют ярко. Какой будет звезда человека, решать ему самому: яркой или чуть заметной. Не будет ли её свет холодным и безжизненным? Согреет ли она кого-нибудь или будет светить только для себя.
Каждый вечер на небе зажигаются звёзды. Если день подарил тебе что-то новое, нужное, если твое «желаемое» стало «действительным», а «несбывшееся» приблизилось; если ты сам принёс дню, другим, себе что-то полезное – зажги свою маленькую звёздочку.
Мы живём в новом тысячелетии. Каким будет наше будущее? Каким будет каждый из нас? Слепым исполнителем чужой воли, либо творцом собственной жизни: Очевидно одно: без знания прошлого, без уверенного настоящего, человек не может обратиться к будущему.
В основе программе «Время побеждать» лежит философская категория времени. Легенда о том, что на стыке трёх времён будет достигнут Успех, а значит, Победа, но прежде необходимо постичь каждую составляющую.
Прошлое – история, традиции, опыт, ценности, семья.
Настоящее – жизнь в лагере, знакомство с новыми друзьями, познание себя, других, мира вокруг, подготовка к будущему.
Будущее – будущее каждого человека, которое мы строим сейчас, наполненная жизнь, достоянная человека, близкая к идеальной модели.
Человек будущего – это человек супергерой, который строит свою жизнь, основываясь на знаниях, опыте прошлого, занимает активную позицию по отношению к себе и обществу.
Основными факторами, определяющими содержание программы являются:
Потребность и интересы детей, с учётом их возрастных и половых особенностей.
Тесная взаимосвязь общечеловеческих ценностей: здоровье, общение, творчество, дружба.
Игровая основа смены.
Решение любой проблемы – это комплекс согласованных во времени и пространстве идей и действий, обеспечивающих трансформацию существующей системы в желаемую.
Сюжет каждой смены: следуя древней легенде, отряды в течение смены открывают тайну времён, познавая себя и мир, развиваясь, учась общению и выражению чувств.
«Чтобы будущее стало твоим, ты должен строить его своими руками сейчас» – девиз смены, который реализуется в каждом творческом деле.
Разработка и подготовка событий должна научить ребят ценить время, каждую его драгоценную минуту, жить в ногу со временем. Необычность и новизна формы и содержания, разнообразие во всём – вот что будет главным принципом при подготовке дел.
Легенда дарится детям на огоньке. Смысловое значение прошлого, настоящего и будущего они определяют на организационном собрании отряда (команды). Девиз команды имеет реальное исполнение – изображение в командном уголке итогов каждого дела, первых успехов, результатов аналитической работы.
У всех нас общее время – 21 день до окончания смены, поэтому очень важно использовать его как можно эффективнее, интереснее и полезнее для всех нас.
В основе программы лежит ситуация выбора на индивидуальном или групповом уровне деятельности, позиции, отношения к предложенному. А возможность выбирать – обязательный атрибут самоутверждения.
«Жили-были люди. Жили они, ни о чём не задумываясь, и что называется, «прожигали» свою жизнь. Так прошли многие годы… Однажды, к ним уже в преклонном возрасте, пришли молодые люди. Новое поколение интересовало одно: что можно считать самым ценным на протяжении всей жизни? Тут старые и мудрые люди задумались. А действительно, что за всю нашу прожитую жизнь мы можем выделить как самое дорогое? Молодые люди ушли, пообещав позже вернуться за ответом. Через некоторое время они вернулись с тем же вопросом. На этот раз, старики им дали ответ: Мы многое повидали в жизни, пришла нам пора с нею прощаться, а не хочется… ведь она так прекрасна! Молодые, энергичные, талантливые, берегите своё время. Научитесь ценить и контролировать своё время, тратить его с пользой. Мы прожили жизнь, но не можем назвать ничего такого, что было бы так ценно как Время. Потому что его нельзя купить. Нельзя прийти в магазин и сказать: вот вам огромная сумма денег, продайте мне время, я хочу ещё пожить. Время нельзя обменять. Невозможно предложить все свои богатства в обмен на время. Время нельзя продать. Поэтому используйте его как можно эффективнее, интереснее и полезнее. Такой ответ держали старые и мудрые люди».
|
Условия проведения |
Кадровое обеспечение оздоровительно-досуговой деятельности:
воспитатели – педагоги общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, образовательных центров, воспитатели, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений города Челябинска и Челябинской области;
руководители кружков и секций – педагоги дополнительного образования Центров детского творчества и образовательных учреждений;
руководители проектов – профессионалы в данном виде деятельности, имеющие опыт работы в детских учреждениях, выступающие в качестве тьюторов;
руководители тематических смен, организаторы – педагоги – организаторы, режиссеры массовых мероприятий образовательных учреждений;
инструкторы по физическому воспитанию, инструкторы по плаванию – учителя физической культуры, тренеры по плаванию;
вожатые – студенты педагогических ВУЗов и ССУЗов города Челябинска и Челябинской области, прошедшие подготовку в «Школе вожатых» при ИДТПП ЮУрГГПУ и/или сборах в ДОЛ «Искорка».
Материально – техническое обеспечение
В рамках реализации оздоровительно-досуговой программы:
клуб (большой кинозал);
малый кинозал (зал караоке);
спортивные площадки (волейбольные, минифутбольная);
столовая;
медицинский пункт;
2-х, 3-х этажные корпуса для проживания отдыхающих детей и педагогического персонала;
летние дачи
душ, санитарные комнаты;
административный корпус;
танцевальная площадка;
пляж, понтон;
корпус для кружков;
библиотека;
досуговый центр
Оборудование:
ноутбук;
настольные игры;
спортивный инвентарь;
телевизоры;
музыкальный центр;
микшер;
микрофоны;
видеокамера;
цифровой фотоаппарат
ксерокс, принтер
мультимедийные проекторы;
экран;
канцелярия (краски, карандаши, бумага, ватман, грамоты и др.)
призовой фонд.
Утро – оздоровление. Прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн, занятие оздоровительной гимнастикой.
День – практический блок. Организация творческих дел в отрядах, участие в спортивных соревнованиях, играх, занятие по программам.
Вечер – творческий блок. Участие в событиях, демонстрация своих навыков и умений.
Для подведения итогов прошедшего дня и планирования следующего предусмотрены утренние сборы лидеров отрядов и вечерние отрядные огоньки.
|
Предполагаемые результаты |
Позитивные изменения в результате реализации программы будут связаны с освоением участниками смены основных компонентов социального опыта:
опыт деятельности и общения со сверстниками (реализация базовых потребностей личности и повышение уровня социализированности);
опыт творческой самореализации;
опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций (самоутверждение в подростковой среде, толерантное отношение друг к другу, коммуникативный рост);
опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу и самостоятельно (навыки командного взаимодействия, практические навыки в самоуправлении, специальные предметные навыки, приобретенные в кружках и студиях и др.).
Исходя из этого, участники смены продемонстрируют свои возможности по следующим направлениям:
личностный рост («Активист смены» (дети смены, принимавшие активное участие в отрядных делах, по представлению воспитателей и актива отряда) – «Мастер смены» (дети, проявившие себя в разнообразных кружках и творческих делах, по представлению руководителей творческих проектов и объединений) – «Лидер смены» (дети, принимающие активное участие в социальном проекте «Школа лидеров», в организации и проведении общелагерных дел);
творческая самореализация (участие в разнообразных творческих объединениях по интересам, в социальных акциях, конкурсах и соревнованиях).
Программа будет способствовать приобретению универсальных учебных действий (УУД), которые придадут вектор успешности ребенка в школе по следующим направлениям:
личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности (Я – сын, дочь, сестра, брат, друг, Я – член общества, житель Южного Урала, Я – гражданин России);
коммуникативные УУД: участие в самоуправлении, осознание и применение социально приемлемых навыков общения;
регулятивные УУД: навыки планирования деятельности, способность к самоанализу;
познавательные УУД: поиск информации, навыки творческой деятельности в выбранных областях.
|