Наименование конкурсного материала |
ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «НАШ ДОМ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 7- 17 ЛЕТ) |
Вид материала |
Программа, лагерь с дневным пребыванием |
Направленность |
социально-гуманитарная |
Цель |
создание творческого пространства взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого создается уникальная атмосфера сотрудничества, способствующая развитию социальной ответственности ребенка. |
Задачи |
Создание условий для социальной активности, инициативности ученика, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения и нести за них ответственность
Практическое применение полученных в урочной деятельности навыков в социально-значимой, общественно-полезной деятельности
Обучение навыкам и культуре поведения в природе, формирование экологического сознания у детей и участников
Создания условий для развития координированности и коммуникативности детского коллектива через творческую самостоятельную объединяющую деятельность детей в разновозрастных группах, через самоуправление |
Целевая аудитория |
7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет, 15-17 лет |
Продолжительность |
18 дней |
Актуальность |
Сегодня на рынке образовательных услуг много предложений для развития компетенций. Это разнообразные профильные смены для одарённых детей. Но, несмотря на изобилие инженерных, компьютерных, журналистских, творческих смен и кванториумов, большая часть детей и участников не имеет возможности для самореализации в силу конкурсного отбора для участия. Таким образом, возникает объективная необходимость в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности для проведения профильных смен в соответствии с ФГОС «для всех и каждого». В качестве решения означенной проблемы педагогическим коллективом МБОУ «СОШ 107 г. Челябинска» была предложена Программа профильной смены «Наш дом» (для детей 7-17 лет), которая может быть реализована и в дистанционном режиме в современных условиях профилактики COVID-19 (разработан вариант плана-сетки мероприятий)
|
Структура мероприятия (занятия) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ(В Т.Ч. В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ)
КАДРОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБСПЕЧЕНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
СИСТЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С УЧАСТНИКАМИ ПРОГРАММЫ (ДЕТЬМИ, СПЕЦИАЛИСТАМИ, РОДИТЕЛЯМИ)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ
ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
Краткое содержание |
Педагогический коллектив считает, что в социально-педагогической направленности воспитания необходима не только деятельностная основа для самореализации, но и предметные результаты отдельных школьных дисциплин. Сам опыт социально-значимой деятельности возможен как результат ценностного отношения к полученным знаниям. Знания ребята получают в течение года на уроках в системе общего образования, а формируют отношение и развивают опыт деятельности через игровые технологии, мастер-классы и социальные практики и пробы профильной смены. При этом немаловажно, что во время уроков школьники учатся взаимодействию и коммуникации, в основном, с представителями классных коллективов. Этому способствуют работа в парах, группах, публичные защиты докладов и проектов. А в мероприятиях и коллективно-творческих делах профильной смены они учатся находить общий язык и строят живое общение с разными социальными группами – как по возрасту, так и по социальному статусу, дополняя возможности коммуникации с одноклассниками общением с разновозрастными отрядами и педагогами. И в этой коммуникативной интеграции мы также видим успешность социальной адаптации личности ребенка и путь для его дальнейшей самореализации.
Деятельностный характер событийных мероприятий позволяет оценить практическую ценность программы «Наш дом» и эффекты идеи интеграции общего и дополнительного образования для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов, являясь своеобразной диагностикой их сформированности у обучающихся не только нашей школы, но и других школ Челябинской области или страны, принявших участие в реализации программы профильной смены «Наш дом».
В результате анализа возможности интеграции общего и дополнительного образования, хочется отметить, что образовательный и воспитательный процесс представляется своего рода пазлом, в котором отдельные кусочки – урочная деятельность, система дополнительного образования и внеурочная деятельность, – лишь соединяясь вместе, смогут создать настоящий шедевр, целостный, единый портрет выпускника школы, готового к социально значимой деятельности.
Педагогической основой программы является игра, как фактор социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра «Строим новый большой дом». Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги. Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 18 дней. Педагогический коллектив при написании Программы «Наш дом» опирался на творческий подход. Общая легенда смены: «Представьте себе, что мы строители и нам предложили построить новый большой уютный дом, в котором все будут счастливы, никто не будет болеть, все люди будут жить в мире и дружбе. Каждый отряд будет ежедневно получать задания, при выполнении которого отряды формируют свой «кирпичик» на отрядном огоньке.
Таким образом, участники Программы проживают профильную смену в своих отрядах-семьях. Каждый день насыщен мероприятиями, объединенными общей темой – День Памяти посвящен Великой Победе, День Солнца и космических открытий в честь юбилея полета в космос, День экологии обращает внимание на экологические проблемы и т.д. Каждый отряд день за днем создает свой Семейный альбом по итогам участия в мероприятиях. Страницы этих альбомов день за днем создают коллаж детских отрядных воспоминаний о смене – яркий и уютный «Наш дом»: первый день знакомства – фундамент, тематические дни – уютные и приветливые окна на фасаде, заключительный день прощания – крыша. Таким образом, сотрудничество всех участников Программы приводит к наглядному результату, который может стать творческим отчетом на теплую память о летней смене.
Программа ориентирована на использование ресурсов сетевого взаимодействия с Российским движением школьников не только по формам, методам реализации Программы, но и в качестве ресурсов системы стимулирования (по количеству и качеству достижений участников программы). Так, на уровне школы участники могут получить грамоты и благодарности, сладкие призы отрядам. По итогам смены дети могут быть приняты в ряды РВО. Стимулировать учащихся может и предоставление возможности участия в грантовых конкурсах и акциях РДШ. Кроме того, в рамках событийных мероприятий ребята создают социальные проекты, которые могут достойно участвовать в дальнейшем в конкурсах социального проектирования, например, «Я-гражданин России!» и др.
В программе продуман механизм реализации в дистанционном формате. Мероприятия Программы опубликованы на платформе одной из самых популярных социальных сетей ВКонтакте в форме сообщества. Участники смены в случае проведения мероприятий в дистанционном формате участвуют в них, переходя по онлайн-ссылкам, предусмотренным в план-сетке мероприятий. Также в онлайн-сообществе лагеря ребята могут участвовать в обсуждениях, конкурсах и т.д.
|
Условия проведения |
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В лагере работают сотрудники, прошедшие аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке. Работники лагеря привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник лагеря имеет личную медицинскую книжку установленного образца. Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения инструктажа по охране жизни и здоровья детей.
Управление и руководство городского оздоровительного лагеря
1. Управление пришкольным лагерем осуществляет начальник лагеря, назначенный приказом директора школы.
2. Воспитатели отрядов, руководитель физической культуры, медицинский работник, обслуживающий персонал – работники школы осуществляют свою деятельность на основе функциональных обязанностей.
Функциональные обязанности сотрудников отряда
Начальник лагеря:
Организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
создает план работы пришкольного оздоровительного лагеря;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
руководит работой воспитателей.
Воспитатель:
обеспечивает реализацию плана работы
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Руководитель физической культуры:
обеспечивает реализацию плана работы по спортивному направлению;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения спортивных мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Медицинский работник:
обеспечивает деятельность по сохранению здоровья детей;
проводит профилактические беседы, участвует в организации и проведении мероприятий по пропаганде ЗОЖ.
Обслуживающий персонал – работники школы:
обеспечивает сохранение санитарно-гигиенического состояния помещений лагеря.
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета, средств родителей.
Условия реализации Программы предполагают участие 130 человек, в том числе с различными психолого-педагогическими особенностями. В смене приняли участие 5 отрядов городского оздоровительного лагеря возраста 7-11 лет (99 человек) и 2 трудовых отряда 12-17 лет (31 человек).
В Программе предусмотрены групповые, разновозрастные и индивидуальные формы работы.
Материально-техническое обеспечение:
фотоаппарат;
мультимедийная установка, компьютеры;
магнитофоны, музыкальный центр;
компакт – диски и флеш – носители;
костюмы и театральный реквизит;
спортивно – игровой инвентарь;
школьный фонд библиотеки;
канцелярские товары;
грамоты, дипломы, подарки;
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели
игрового сюжета, плана-сетки;
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели
игрового сюжета, плана-сетки;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники, акции, проекты и т.д.);
формирование методического комплекса материалов и реквизита для проведения дел.
|
Предполагаемые результаты |
Программа «Наш дом» отражает идею интеграции общего и дополнительного образования для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС. Предметные результаты отражают планируемые предметные результаты отдельных учебных предметов (предметных областей) ФГОС основного общего образования, достигаемых в урочной деятельности в течение учебного года, и перечисленных в Основной образовательной Программе основного общего образования школы.Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (по А. Г. Асмолову).
Предполагаемый социальный эффект программы:
Ребенок – личность, которая прочувствует к себе доброе отношение окружающих; сможет проявить свои умения и способности; приобретет конкретные навыки, умения, установку на саморазвитие, т.е. на изменение отношения к своим личностным проблемам.
Возможность проанализировать деятельность лагерной смены на разных уровнях – от «детского» – анализа смены каждым ребенком, подростком, до «взрослого» – анализа педагогическим коллективом.
Желание ребенка совершать социально-значимые поступки, умение осуществлять инициативы в практической преобразовательной деятельности и принимать ответственные решения на основе анализа своих действий.
Сплочение детей, направленное на дальнейшее, в том числе, дистантное взаимодействие при помощи ресурсов цифровой образовательной среды.
|