Чепушканова Ирина Александровна,
педагог-психолог МОУ СОШ№1 , начальник ДОЛ «Радуга»
Г. Южноуральск
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ,МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация: в статье описывается модель самоуправления в летнем школьном лагере. Смысл его заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Благодаря самоуправлению детская общественная организация способствует становлению норм демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
В эпоху октябрятско-пионерско-комсомольской деятельности наличие в школе так называемых органов ученического самоуправления было неотъемлемой частью общественной жизни любой школы. Во время перестройки оно как-то затихло и какой-то период как бы и не требовалось.
В последние годы стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у обучащихся таких качеств, как:
-
творческая инициатива;
-
умение ставить цели и достигать их;
-
самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
-
ответственность за себя и других.
И тут на первый план в воспитании этих качеств снова выходит ученическое самоуправление. Самоуправление может быть там, где есть общественная жизнь. Оно требует обязательного взаимодействия детей и педагогов (воспитателей). В летний период особенно остро возникает потребность занять подрастающее поколение, т. к. на фоне пустого времяпровождения возникает риск появления безнадзорности и правонарушений. В связи с этим на базе многих школ начинают работать летние лагеря. Каждая смена в школьном лагере, как правило, профильная. Образовательное учреждение привлекает своих обучающихся к различным мероприятиям, которые в той или иной степени востребованы на сегодняшний день. На базе нашей школы в последние годы летнюю кампанию открывает патриотическая профильная смена «Содружество». Основная цель — это сделать жизнь в лагере интересной и увлекательной, при этом развивать индивидуальные качества детей , инициативу и творчество в процессе коллективных дел. Деятельность детей определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.
Лагерь имеет органы самоуправления. Главный управляющий – президент, который представляет интересы детского коллектива. Кроме того, в лагере есть представители комиссий самоуправления: культмассовой, санитарной, спортивной, трудовой, «Пресс-центра», КПД (комиссия порядка и дисциплины).
Комиссия творчества (культмассовая) предназначена для формирования и развития творческих способностей детей, выявления интересов, способностей и наклонностей.
Функции:
-
планирует, организует и проводит КТД;
-
организует на всех ступенях творческую деятельность в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания;
-
ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений детей.
Санитарная комиссия предназначена для формирования здорового образа жизни детей, воспитания уважения к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Функции:
-
организует мероприятия, сберегающие здоровье детей ;
-
организует генеральные уборки кабинетов;
-
следит за чистотой в игровых комнатах;
-
контролирует соблюдение детьми требований к внешнему виду
(головной убор, наличие обуви для спортивных мероприятий); -
организует питьевой режим.
Комиссия физкультуры и спорта – предназначена для формирования ЗОЖ детей, приобщения к спорту и физической культуре, воспитания уважения к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Функции:
-
планирует и проводит спортивные праздники и мероприятия;
-
организует участие в соревнованиях по разным видам спорта;
-
организует мероприятия по охране здоровья;
-
ведет учет и пропаганду спортивных достижений.
Комиссия труда – предназначена для формирования и развития трудовых навыков, ответственности за полученный результат, качество труда, за окружающий мир, становления личности как активного защитника и преобразователя среды, природы.
-
Функции:
-
планирует и организует работу по сохранению и преобразованию игровой комнаты и школьной территории;
-
организует работу во время трудовых десантов;
-
ведет учет результатов выполненной работы.
«Пресс-центр» – предназначен для освещения жизни лагеря, пропаганды достижений детей, воспитания личности на основе общечеловеческих ценностей, расширения общего кругозора школьников, развития творческих способностей.
Комиссия порядка и дисциплины предназначена для формирования сознательной дисциплины детей, формирования их правовой культуры, ответственности за окружающий мир (лагерь, двор и т.д.).
Функции:
-
следит за соблюдением прав и обязанностей;
-
ведет учет и организует работу с нарушителями дисциплины;
-
организует дежурство по лагерю.
Высшим органом детского коллектива является собрание, на котором присутствуют все его члены. Президента выбирают все жители школьного лагеря, включая воспитателей и вожатых. Выборы проходят накануне праздника «День России» (12 июня). В выборах участвуют все желающие. Все кандидаты готовят программу под названием «Если я стану президентом лагеря, то ….». Как правило, кандидаты предлагают на территории лагеря провести различные мероприятия, таким образом, проявляют инициативу, самостоятельность и творчество. За день до выборов кандидаты в президенты лагеря встречаются с избирателями, которым презентуют свои программы. На следующий день проходят выборы. Голосование происходит тайным путем, все получают бланк с фамилиями кандидатов. Работает счетная комиссия, которая следит, чтобы выборы проходили без нарушений. Дети в этот день готовят праздничный концерт, на котором исполняют патриотические песни. У детей есть возможность, несмотря на свой юный возраст, принять участие в самых настоящих выборах, которые улучшат их жизнь в лагере.
Поучаствовав в выборах, дети приобретают опыт выступления перед аудиторией и возможность повторить это еще раз на следующий год . Президенту лагеря вручается сертификат, который остается в личном портфолио. Также все участники получают дипломы кандидатов в президенты. На церемонии закрытия школьного лагеря всех активистов награждают памятными подарками, отмечают отряд, который максимально проявил себя по числу заработанных баллов за активность в работе комиссий. Президент и самые активные участники записываются в книгу почета лагеря ДОЛ «Радуга».
Организация детей в летнем лагере на базе нашей школы позволяет создать условия для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности. И также развивает творчество, инициативу, формирует активную гражданскую позицию, создает преемственность «поколений».
Считаю, что такая форма работы с детьми привлекает родителей, которые на сегодняшний день все больше заинтересованы в том, чтобы ребенок общался со своими ровесниками, занимался игровой деятельностью, участвовал в различных мероприятия. Именно в летний период дети всё больше предоставлены сами себе и у них появляется возможность проводить свой досуг, сидя за компьютерной игрой или сетевым общением.
Список литературы
1. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст]/
А.С.Прутченков — М: Учебно-метод.пособие / ред. – М. : Новый учебник, 2003. – 318 с
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 5-9 классы [Текст]/:учебное пособие/Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко -М:Вако, 2009- 367 с.