Центр сопровождения деятельности организаций отдыха и оздоровления Челябинской области

Система работы школы направленная на создание открытой образовательной среды

МЕЩЕРЯКОВА Е.В.,

г. Аша, Челябинская область,

заместитель директора по учебной работе МКОУ СОШ № 9 г. Аши

(с профессиональным обучением), ekena_viktorovna1983@mail.ru)

 

«Миссия российской школы … – образование (воспитание и обучение) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений, способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становления гражданского самосознания, преодоления … социальной апатии и замкнутости».

(М. М. Шалашова, директор Института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук, доцент)

 

Представляя сегодня, опыт и систему работы нашей образовательной организации направленной на создание открытой образовательной среды нам хотелось обратить внимание на то, что соответствовать современным требованиям в сфере образования невозможно без изменения подхода к работе.

Учитывая те предписания, которые нам дает Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, Стратегия воспитания в РФ, нам (администрации, педагогам) просто необходимо находиться в состоянии постоянного поиска, совершенствования и развития, чтобы добиться главной цели образования, которую коротко можно сформулировать так: гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. А это невозможно в закрытой и замкнутой системе, неспособной эффективно вступать во взаимодействие со всеми представителями социокультурной среды. Как говорили древние мудрецы: если вы почувствовали ветер перемен, то нужно строить не щит, а мельницу. И для нас такой «мельницей» являются те механизмы, которые  используются нами для создания пространства, в котором мы создаем благоприятные условия для самореализации всех участников образовательного процесса.
Мы понимаем, что образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально-региональный компоненты, профилизацию образования на старшем уровне обучения и ключевым элементом в современной школе является профессиональное обучение. Исходя из этого, одной из главных целей нашего педагогического коллектива является  рост  вклада  системы образования МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» в глобальную конкурентоспособность образования города, нашей области, страны. А это недостижимо без решения двух важнейших задач: максимального развития способностей каждого учащегося и сохранения единства и взаимодействия нас, взрослых.

Ключевой проблемой стоящей  перед педагогической организацией в построении открытой образовательной среды является баланс между требованиями к школе – “давать знания” и “учить учиться”; «учить детей как правильно коммуницировать свои мысли и чувства, как строить отношения с людьми, которые тебя окружают, в том числе с теми, кто выглядит и ведёт себя не так как ты – с людьми других убеждений, культур, религий, как заниматься политикой – как убедить одноклассников выбрать тебя лидером, как поддержать того, чьи планы тебе наиболее близки и т.п.»; поиск оптимальных вариантов в реализуемых программах и стимулировании учителя; обеспечение работоспособности коллектива  высококлассных специалистов (мы не хотим, чтобы стереотип «хороших учителей не хватает – хороших школьников гораздо больше» подтверждался на нашей школе).

Это круг проблем, который может быть расширен подобно закону расходящихся кругов… И тем не менее, решая эти проблемы, мы работаем на будущее!

        «Управление качеством образования – одна из актуальнейших проблем современного общества. В том, что это не фигура речи, а реальность, можно убедиться, посмотрев на темпы изменения существующих образовательных систем. Активно идет поиск тех рычагов, движение которых может привести к системным изменениям в подготовке детей и взрослых».

Мы стремимся реализовать в школе не только модель контроля качества образования, но и его обеспечения. Начиная с контроля уровня составления рабочих программ, подбора форм и средств контроля знаний, организации работы по формированию и контролю вторичных знаний (подготовка к ГИА).

Одним из важнейших направлений работы школы является предпрофильная и профориентационная работа, реализуется программы профессионального обучения, которые уже были представлены вашему вниманию.

На протяжении ряда лет на третьем уровне обучения в школе, осуществляется в рамках универсально-технологического, физико-технологического, социально-технологического, гуманитарно-технологического и естественно-технологического профиля. Вариативность и эффективность предоставляемого профиля говорит о возможностях педагогического коллектива и материально-технической базы школы для полноценной реализации образовательных программ.

Для школы уже стало традицией принимать на своей базе муниципальные этапы Областной и Всероссийской предметные олимпиады по естественнонаучному направлению. Исторически сложилось так, что школа является площадкой по проведению ежегодных научно-практических конференций Научного Общества Учащихся в Ашинском муниципальном районе.

Ребята школы всегда являются победителями и призерами всех исследовательских конкурсов и конференций. Всегда отрадно видеть юных исследователей, чьи шаги в науки еще робки но уже в своем роде инновационны.

В 2013 году школа по итогам работы в естественнонаучном направлении школа стала победителем в конкурсном отборе образовательных организаций реализующих работу с одаренными детьми.  Организовав предметную естественнонаучную лабораторию, где одарённым детям предоставлены условия, позволяющие в полной мере реализовать их возможности, достигнуть высоких успехов в  выбранном ими виде деятельности, развивать их таланты и умения. Работа с одаренными детьми остаётся одним из приоритетных направлений в школе и  осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную  работу.

При подготовке к предметным и  научно-исследовательским конференциям и конкурсам  в учебном году ставится задача  не только участия, а   достижения успешного  результата. Современная школа дает знания в системе – в этом ее главная ценность, и потому она не может выбирать лишь то, что интересно: никакого учения не получится так же школа – это место для реализации себя в будущем. Именно поэтому в осенние каникулы на базе предметной естественнонаучной лаборатории МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением) открывается физбиохимтехнологическая профильная смена «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ», участниками которой становятся ребята школ города Аши среди 9-11 классов.
Целью профильной смены стало погружение в предметы естественнонаучного цикла, а точнее химию, биологию, физику, астрономию, экспериментальные и опытные исследования в рамках данных предметных дисциплин. Умение  учиться – один из важнейших навыков, приобретаемых человеком. И главной целью школьных учителей в профильных сменах стало всестороннее развитие личности ребенка,  формирование представления его «Я в профессии», четкой картины мира и  своей роли в будущем родного города, области, страны. Мы уверены, что такие кратковременные предметные смены «погружения» станут системой,  в которой каждый ребенок найдет ответы на свои вопросы, а то, что эти вопросы возникнут, сомнений нет, так как любопытство и открытость мышления свойственно именно детям, их ищущему и  пытливому уму.

Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых  современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве.

Научно-методическая деятельность учителей осуществляется через деятельность Методического Совета школы, школьных методических объединений. В школе созданы проблемные творческие группы, проводятся мастер-классы.

За последние три года выпущено около 15 методических пособий, в которых учителя обобщают свой опыт, публикуют методические разработки. Эффективно предоставляют свой педагогический инновационный опыт на профессиональных конкурсах «Учитель года», «Педагогический дебют»,  «Самый классный классный», «Воспитать человека», «современные образовательные технологии». Естественно нельзя не отметить работы педагогов  в рамках межмуниципального взаимодействия и работы Региональной Инновационной Площадки.

Еще одним неотъемлемым компонентом по формированию открытой образовательной среды и средством непрерывного образования ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе. Дополнительное образование – это мероприятия, факультативы и кружки,  объединенные в единое пространство. Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, театральное выступление, соревновании и т.д.

Внеклассной работой охвачено 80%  учащихся школы.  Главный принцип дополнительного образования – это свободный выбор ребёнка. Главный критерий выбора – интерес ребёнка. В школе функционирует 19 кружков, которыми руководят высококвалифицированные педагоги.

     Задачи, решаемые коллективом педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования следующие: развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству; создание условий для творческой реализации; интеллектуальное духовное развитие личности ребенка; профилактика асоциального поведения; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Вместе с тем изменения, происходящие в современной системе образования и в нашей  конкретной школе, делают, необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, что является гарантом  достижения поставленных целей.  В 2015 году в нашей школе единственной в Ашинском муниципальном районе был создан ШСК «Девяточка», Основная цель которого «Организация и совершенствование спортивно-массовой работы в школе, пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности, повышение спортивного мастерства членов ШСК»

задачи:

  • создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе;
  • организация различных форм спортивной жизни среди обучающихся школы;
  • привлечение обучающихся школы к объединению на основе общности интересов в команды по различным видам спорта;

воспитание у обучающихся школы  устойчивого интереса к  систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни.

На уровне школы разработана дорожная карта по кадровой работе: повышение квалификации; аттестация; создание портфолио педагогов  и их рейтинг.

С 2016 года на базе школы были организованы обучающие семинары, курсы специалистами ГБОУ ДПО ЧИППКРО по информационной грамотности и безопасности, по системе работы с одаренными и высокомотивированными детьми, а также с детьми ОВЗ, проведены стажировочные площадки, вебинары в рамках работы РИП которые четко вошли в нашу профессиональную жизнь. Полученная информация с семинаров, курсов, вебинаров и работ стажировочные площадок размещена на сайте школы, а также распространена по всем школьным методическим объединениям.

Вместе с тем мы хорошо понимаем, что одним из направлений модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является создание открытой информационной среды. Использование информационно – коммуникационных технологий позволило нам обеспечить возможность самостоятельной работы учащихся, развить образное мышление, раскрыть творческие способности учащихся. Наши учителя – активные пользователи таких Интернет-ресурсов как Мультиурок, Инфоурок, Завуч-инфо, Учи-ру, Интеграция, ЯКласс, ПРОшколу и др.

Одной немаловажной частью открытой образовательной среды является школьное ученическое самоуправление – как основная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и эстетических процессов; система взаимосвязанных и взаимозависимых общественных поручений.

С целью привлечения обучающихся школы к сотворчеству и сотрудничеству в школе работает Совет лидеров, который руководит деятельностью  всего ученического актива, начиная с 5 по 11 класс. Совет лидеров является организаторами всех общешкольных дел. Ежегодно на общешкольной ученической конференции  проходят выборы президента школы.

Подводя итог выше изложенному хочется сказать создание развивающей среды для всех участников образовательного процесса – одно из ведущих направлений в деятельности и педагогического коллектива, и учащихся, ведь только развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе личностно ориентированного подхода в обучении подразумевает создание положительного эмоционального настроя на работу; гибкую организацию учебной деятельности школьников; стимулирование учеников к выбору различных заданий, использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личную избирательность к типу, виду творческих заданий, характеру его выполнения; активизацию субъектного опыта ученика на всех этапах урока; продумывание учителем возможности для самопроявления учеников. Таким образом, тесное сотрудничество, взаимоподдержка и взаимопонимание администрации,  учителя,  ученика, родителя, сотворчество – является залогом  успешной и эффективной работы по созданию развивающей среды для всех участников образовательного процесса.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно,  если не сделано все возможное» (Януш Корчак)

 

Литература:

  1. А.И. Адамский. Что такое качество образования?, М., 2015
  2. Б. Воронский. Лоция администрации школы, М. 2011
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями и дополнениями)
  4. https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=6713
  5. http://old.duma.tomsk.ru/page/15450/
  6. http://ksonin.livejournal.com/395945.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *