Центр сопровождения деятельности организаций отдыха и оздоровления Челябинской области

Путешествие во времени

Исключительное место в г. Челябинске посетили дети из летнего лагеря дневного пребывания детей на базе МБОУДО «ЦДОД» г. Коркино.
Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги — один новых музеев в городе, и, хотя он был основан по инициативе ветеранов и руководства дороги ещё в декабре 1973 году, открытие в современном помещении состоялось 1 октября 2020 года.
Этот центр — большая гордость не только Челябинской области, но и всей страны. За 50 лет были собраны уникальнейшие экспонаты, некоторые из них существуют в единственном экземпляре в России, а в архитектурном плане подобных музеев у нас больше нет. Многие экспонаты представляют историческую и культурную ценность, например, станционный колокол со станции Чернявская Западно-Сибирской железной дороги, в который нашим ребятам разрешили позвонить, был отлит на заводе Василия Буслаева в Самаре в 1896 году. Ребята обратили внимание на насыщенное и громкое звучание колокола, несмотря на его почтенный возраст.

Экспозиция выстроена по спирали и охватывает период от зарождения железных дорог в России до сегодняшнего дня. И даже позволяет заглянуть в будущее! Внутреннее пространство Центра выполнено в виде спирали, которая поднимается с 1 до 4 этажа и символизирует эволюцию железнодорожного транспорта. Дети поражались таким необычным форматом музея, с удивлением и восторгом медленно поднимаясь на каждый этаж, разглядывая панорамные фотографии.

Экскурсоводы, казалось, проработали на железной дороге всю жизнь, с момента её появления, так подробно и интересно они рассказывали о каждом экспонате и каждом историческом событии.

Во время экскурсии дети познакомитесь с первыми паровозами в России и их устройством, с работой паровой машины и с самыми современными электропоездами. Сегодняшним девчонкам и мальчишкам, уже имеющим возможность путешествовать в модернизированных составах, было любопытно побывать в роли пассажиров прошлого века, сидя в плацкартных вагонах на деревянных полках с дермантиновыми чемоданами при себе.

А в вагоне-ресторане советского периода дети увидели столы, покрытые белоснежными накрахмаленными скатертями, сервированные изящными столовыми сервизами с обязательными логотипами определённого железнодорожного направления. Заинтересовала ребят и старинная мебель, предметы быта, домашнего обихода, одежда и форма служащих железнодорожных станций. Экспонаты здесь находятся не в стеклянных витринах, а открыты и вписаны в интерьеры. Например, в рабочем кабинете дежурного по станции ребята увидели стол, на котором лежали самые необходимые предметы: письменный прибор, бумага, керосиновая лампа и телеграфный аппарат системы Морзе. Вдоль стены стояли дубовые стулья, на спинках которых вырезаны буквы «СЗ». Экскурсовод объяснила детям: этот символ означает их принадлежность к Самаро-Златоустовской железной дороге, именно эти стулья стояли там в служебных помещениях. На стене висит портрет императора Николая II и настенные часы с маятником, как будто время остановилось в ту эпоху.
А многочисленные технические средства — справочные киоски, экраны, действующие макеты — позволили детям почувствовать себя машинистом современного скоростного электропоезда «Ласточка». Экспонаты современности поражают их фантазию, особенно когда экскурсовод включает кнопку, и начинается движение пассажиров и поездных составов, которые ловко огибают холмы и реки, проезжая по мостам мимо станций.
Отдельной страницей истории музея показана роль железной дороги в годы Великой Отечественной войны. Проникновенный рассказ экскурсовода об этих трагических событиях и о героях не оставил равнодушным никого. Ребята увидели настоящий радиорепродуктор того времени, так называемую «тарелку», которая висела на столбе и «оповещала» людей голосом легендарного Левитана о сводках с фронта.
Время, проведённое в этом музее, прошло с пользой для ребят. Подробный рассказ экскурсовода буквально «оживил» каждый предмет в воображении детей, которые получили не только новые знание, но и прекрасное настроение.