Наименование конкурсного материала: | Программа профильной смены "Твоя Траектория" для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
Вид материала: | Программа деятельности лагеря |
Направленность: | социально-гуманитарная |
Цель: | содействие формированию у участников смены системы ценностей, определяющей позитивную направленность их деятельности на саморазвитие и самореализацию в условиях избытка возможностей в период и после профильной смены |
Задачи: | – собрать информацию о потенциальных участниках профильной смены с целью моделирования избыточного педагогического пространства на основе индивидуального подхода; – провести отбор содержания и педагогических технологий, обеспечивающих приобретение детьми ценностных ориентиров общественно значимой деятельности; – организовать на подготовительном этапе погружение педагогов в особенности организации и проведения профильной смены, через систему обучающих семинаров, тренингов, инструктивных совещаний; – организовать сопровождение педагогов и участников смены специалистами психологической службы в рамках обеспечения индивидуального подхода; – организовать взаимодействие со школами в рамках построения модели сопровождения каждого ребенка в период профильной смены и после; – в рамках социального партнерства системы профилактики распределить роли и функции всех задействованных специалистов; – разработать систему диагностики, включающую в том числе педагогическую рефлексию. |
Продолжительность: | 14 |
Актуальность: | Актуальность данной программы обусловлена современной обстановкой, когда подростки оказываются в ситуации социальной нестабильности, негативного влияния СМИ, интернет- ресурсов, активизации деструктивных сообществ. Детям нужна грамотная педагогическая поддержка, позитивные практики, когда ребёнок начинает чувствовать успех, понимает собственную значимость, ценность окружения, когда, оказываясь в условиях выбора, начинает брать на себя ответственность за свои поступки, стремиться к саморазвитию. Всему этому способствует содержание программы, отобранные педагогические технологии и механизмы реализации программы. |
Целевая аудитория: | 6-9 лет, 10 -12 лет, 13-15 лет, 16 и старше |
Структура мероприятия: | |
Краткое содержание: | Программа профильной смены «Твоя траектория» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, универсальна по своей структуре, используется для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену протяженностью 14 дней. В период разработки программы был изучен опыт летних оздоровительных, трудовых лагерей в стране и сделан вывод о преимуществах «Твоей траектории»: это содержание, которое отобрано с учетом особенностей участников смены; система педагогической и методической поддержки педагогических работников; разработанный регламент действий всех субъектов профилактики в период смены с учетом педагогических ролей и функций; разработанный механизм сопровождения ребёнка в период смены, после смены, в период учебного процесса; оценочные материалы для проведения мониторинга достижений ребенка, продвижения педагога. Таким образом, данная программа может быть полезна как в рамках проведения летних профильных смен, в период обучения ребенка в школе. |
Условия реализации: | Финансирование реализации программы профильной смены «Твоя Траектория» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счет средств городского бюджета. Используется материально-техническая база МАУ ДОЛ «Солнечная поляна»: 4 спальных корпуса, Летний театр на 400 посадочных мест, учебные аудитории оборудованные проектором и экраном (4 кабинета), библиотека, костюмерная, стадион с футбольным полем и спортивные площадки. Материально-техническое оснащение: оргтехника, канцелярские товары, сувенирная и наградная продукция. Природные условия – МАУ ДОЛ «Солнечная поляна» находится на территории Каштакского соснового бора. Организационные условия. Для реализации заявленных задач, разработчиками Программы привлечены профильные специалисты (Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Челябинска, МБУ "ЦППМСП Калиниского района г. Челябинска", Управление МВД России по г. Челябинску, Городской Центр профориентационной работы, Поисковый отряд "Лиза Алерт"). Информационные ресурсы, задействованные в реализации программы – информационные ресурсы сети интернет – сайт учреждения солнечнаяполяна74.рф, группа ВКонтакте. Кадровые условия. Для реализации программы привлечены студенты ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2» и ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», а также специалисты МБУ "ЦППМСП Калиниского района г. Челябинска". Программно-методические ресурсы представлены программой, методическими разработками занятий и мероприятий; методическое обеспечение профильной смены организует Ресурсный центр по работе с детьми группы риска на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36 города Челябинска». Мотивационные условия. МАУ ДОЛ «Солнечная поляна» использует различные методы и формы для мотивации персонала: система самооценки, рейтинг, внутренняя атмосфера. Мотивация и стимулирование участников профильной смены осуществляется через коллективные достижения и индивидуальные инициативы. |
Планируемые результаты: | Подростки: – расширены теоретические и практические знания в области социального проектирования; – приобретены навыки эффективного командного взаимодействия, коммуникации; – установлены конструктивные межотрядные взаимодействия, выстроены векторы позитивного сотрудничества и избегания конфликтных ситуаций; – приобретены ценностные ориентиры общественно значимой деятельности, ее важности для социума и собственного развития, интерес и стремление к данной деятельности. Педагогический коллектив: – составлен подробный психологический портрет участника смены и даны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков, склонных к девиантному поведению; – сформулированы конкретные задачи, критерии проблемных зон, ресурсов, прогноз успешности; – создан комплекс мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, культурно-нравственное, спортивно-оздоровительное и интеллектуальное развитие, а также реализацию творческого потенциала и включение в профориентационную деятельность; – приобретены навыки проектирования профилактических программ для работы с детьми группы риска; – расширены теоретические и практические знания в области эффективного взаимодействия с детьми с отклоняющимся поведением; – освоена технология наставничества в построении индивидуальной траектории развития подростка; – получена возможность реализации практического опыта в дальнейшей педагогической деятельности; – созданы условия для эффективного сопровождения педагогов и участнику смены; – реализован индивидуальный подход к каждому участнику смены; – выстроена система взаимосвязи с классными руководителями и социальными педагогами школ; – создана фокус-группа педагогов-психологов, непосредственно работающих с участниками профильной смены; – даны рекомендации для сопровождения ребенка в период после смены; – разработан рефлексивный дневник участника смены, удовлетворяющий потребность педагога в ежедневном мониторинге индивидуальной траектории и отвечающий интересам участника смены; – составлен чек-лист вожатого, наиболее полно отражающий степень вовлеченности педагога в процесс реализации Программы. Родители: – своевременно проинформированы о содержании профильной смены посредством встречи с руководителями Программы и специалистами МБУ "ЦППМСП Калиниского района г. Челябинска"; – проведена профилактика угрозы дальнейшего попадания ребенка в «группы риска». Общество: – участники смены в условиях, обеспечивающих реализацию творческого потенциала, формирование лидерских и коммуникативных навыков, приобрели ценностные ориентиры значимой деятельности, ее важности для социума и собственного развития, интерес и стремление к данной деятельности. |
Ссылка на материал | https://ems.chel-meteor.ru/wp-content/uploads/2022/09/Tvoya-Traektoriya-programma-profilnoj-smeny.pdf |