Центр сопровождения деятельности организаций отдыха и оздоровления Челябинской области

Программа Профильного отряда дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья “Мы разные, но мы равные”

 

Наименование конкурсного материала:  Программа Профильного отряда дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья “Мы разные, но мы равные”
Вид материала:  Программа развития организации отдыха и оздоровления
Направленность: социально-гуманитарная
Цель: Организация оздоровительного, познавательно-развивающего отдыха детей.
2. Организация доступной среды для детей с ОВЗ и инвалидов, направленная на социализацию, реабилитацию, развитие творческих способностей через совместную коллективную творческую деятельность с детьми и педагогами.
Задачи: 1. Создание максимальных условий для успешной психологической социализации.
2. Приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям,
3. Развитие творческого потенциала, воспитание патриотизма:
 воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, знание истории, культуры родного края;
 формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
 формировать у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих отклонений в развитии навыков коммуникативного общения;
 развивать творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка;
 укреплять здоровье участников программы;
 способствовать социальной адаптации всех участников программы.
 формировать и развивать практические умения каждого участника программы в различных видах прикладной деятельности (рисование, лепка, аппликация, бумагопластика);
 формировать чувства ответственности, эмпатии, толерантности
Продолжительность: 21
Актуальность: Актуальность программы определяется необходимостью организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей различного социального статуса и трудностями психического развития (детей из неблагополучных семей, детей СОП, детей ТЖС, детей-инвалидов, детей с девиантным поведением); повышение спроса родителей и детей на организованный отдых детей; повышением авторитета организации в социальном окружении; обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет, модернизацией старых форм работы и введением новых для коллектива и потребителей услуг; необходимостью создания и поддержки временных детских коллективов (отряды, творческие объединения) для реализации интересов и потребностей детей в самосовершенствовании, саморазвитии.
Целевая аудитория: 10 -12 лет, 13-15 лет
Структура мероприятия:
Краткое содержание: Данная программа включает следующие направления работы с детьми:
· культурно – досуговое;
· познавательное;
· нравственное.
Эти виды деятельности способствуют нормализации поведения ребенка, подталкивают его к самостоятельной деятельности, активизируют эмоции и способность различать изменения в окружающем мире, воспитывают у детей интерес и внимание к окружающему миру, способствует совершенствованию моторики, координации движений, способности подражать другому, сосредотачиваться, ставить цель и стремиться к ней.
Все занятия проходят в группах по 3-4 человека, где совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства.
Комплекс мероприятий распределяется по трем модулям.
I модуль: "Здравствуй, Мир" предлагает;
· организацию режима с учетом индивидуальных особенностей детей;
II модуль: "Волшебная нить" направлен на реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных и ремесленно-прикладных умений и навыков. В этот модуль входят:
· индивидуальные и групповые занятия в мастерских декоративно-прикладного творчества;
· конкурсные программы;
· выставки;
III модуль: "Поверь в себя " связан с проведением общих мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения к духовным и моральным ценностям, традициям, с задачей организации помощи и поддержки детей-инвалидов и предлагает:
· совместное творчество детей и родителей;
· психологические тренинги;
· психолого-педагогические консультации, тренинги;
· часы общения;
· занятия с психологом;
Условия реализации: 1. Кадровые условия:
-Дефектолог: Тузова Елена Леонидовна
-Учитель музыки, педагог дополнительного образования: Нохрина Наталья Николаевна
-Педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе: Верчинова Лариса Александровна
Лагерь дневного пребывания организуется на базе МОУ С(к)ОШ №5VIII вида
2. Педагогические и психологические условия:
1. Безопасность всех мероприятий.
2. Учет особенностей каждой личности.
3. Возможность проявления способностей в разных областях досуговой и творческой деятельности.
4. Наличие необходимого количества персонала для работы с детьми, для приобщения к творческой деятельности.
5. Достаточное количество оборудования.
6. Распределение кульминационных моментов в течение смены и дня с учетом особенностей детей.
7. Учет мнения детей и вожатых, возможность быстро поменять программу дня. Наличие вариантов проведения одного и того же мероприятия (запасные варианты на случай изменения погоды и др.).
8. Распределение работы по часам и минутам, четкое осознание вожатыми, что именно, с кем именно и как именно они должны делать в течение каждого дня. Ответственность за крупные мероприятия (организацию, проведение и т. д.) длительностью свыше 30 минут равномерно (по графику) распределять между персоналом: не более одного большого дела в день.
9. Моделирование и создание ситуации успеха при общении двух категорий детей.
10. Умение “выйти” с ребенком при необходимости из программы и “войти” без ущерба для данного индивида и других детей.
3. Методические условия:
· подбор специальной методической литературы;
· подбор кадров;
· проведение консультаций для педагогов;
· подготовка методических материалов;
· формирование отрядов;
· знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
· оформление уголка отряда.
· образовательная деятельность и культурно-досуговая деятельность;
· оздоровительная деятельность;
· сбор отчетного материала;
· анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
· издание презентации и видео
Планируемые результаты:  создание единой воспитательной среды для удовлетворения потребностей детей в образовательном, познавательно-развивающем отдыхе;
 осмысление и принятие понятий как ценность: «Жизнь», «Добро», «Здоровье», «Волонтер», «Доброволец»;
 воспитание культуры общения, чувства патриотизма, расширение кругозора через разнообразие форм организации деятельности детей и методов воспитания;
 укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения детей в спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе, оздоровление в результате закаливающих процедур и посещения бассейна;
 развитие коммуникативных навыков во временном детском коллективе лагеря;
 раскрытие и развитие творческого потенциала детей в процессе участия в творческой деятельности, различных конкурсных и концертных мероприятиях;
 приобретение положительного опыта в социализации детей особой заботы с детьми, не имеющих отклонений в развитии;
 формирование и развитие практических умений и навыков в выбранном ребенком виде деятельности;
 развитие и принятие общечеловеческих качеств, таких как: сочувствие, сопереживание, ответственность, терпимость, забота.
Ссылка на материал https://ems.chel-meteor.ru/wp-content/uploads/2022/08/ScanPROGRAMMA-1.pdf