Актуальность |
В настоящее время не все родители могут обеспечить своего ребенка путевкой в загородный лагерь, выехать из города к родственникам, большинство детей остается дома. В связи со сложившейся ситуацией в стране многие не смогли отправиться в отпуск всей семьей. Родители вынуждены уходить на работу, а дети остаются дома, предоставленные сами себе. Они подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, такие дети невольно попадают в группы риска.
На основе социального заказа муниципального образования и создан наш оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МОУ «СОШ №40». В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Мы старались, чтобы ребенок в пришкольном лагере, заполнил свое свободное время полезными делами, а также укрепил здоровье.
Пришкольный лагерь дневного пребывания детей – одна из самых востребованных форм отдыха детей школьного возраста. Он выполняет очень важную функцию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных ситуациях. Лагерь способствует формированию у воспитанников личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Данная программа рассчитана для обучающихся с 1-11 класс. Детей мы объединяли в отряды по возрастам по 25 человек. Для реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, а также учреждениями микросоциума (библиотекой, кинотеатром, театром, музеем, развлекательными и физкультурными центрами).
При написании программы летнего лагеря мы закладывали важные основания, которые мы и приводим:
1. Летний лагерь помогает использовать отдых во время каникул для укрепления здоровья обучающихся, для их физического развития, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;
2. Летний лагерь – это активный отдых обучающихся, который содействует развитию и сплочению временного детского коллектива и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;
3. В летнем лагере создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность позволяет организовать и развивать самостоятельность детей, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
4. Особое внимание отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
муниципальным заказом администрации города Магнитогорска;
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников на базе школы;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Целостность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы «Остров Детства» – представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену «Город юных мастеров». Формируя воспитательное пространство летнего оздоровительного лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены, сроком в 21 календарный день.
Цель программы: создание благоприятных условий, которые обеспечат полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие; профилактика правонарушений и обеспечение занятости подростков в летний период.
Задачи программы:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Повысить интерес к образовательной, досуговой, спортивно-массовой деятельности для самоопределения и самореализации личности ребёнка.
3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование навыков проектно-практической деятельности, посредством организации профильных отрядов.
5. Формирование навыков самоуправления посредством деятельности детской общественной организации.
6. Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения, Правил пожарной безопасности, уважительного отношения к законам ГИБДД, МЧС, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения и пожарной безопасности посредством проводимых в системе мероприятий.
2021 год был объявлен годом Науки и технологий. В связи с этим, наша программа «Остров Детства» рассчитана на три смены:
1 смена – «Хочу все знать»;
2 смена – “Город юных мастеров”;
3 смена – “Почемучки в мире науки и техники”
В этом году по муниципальному заданию у нас была организована только вторая смена. Дети каждый день совершали увлекательные познавательные путешествия, расширяющие их кругозор в различных направлениях и новый день, приносит с собой новое событие, задание, открытие.
|
Условия проведения |
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив представлен педагогами МОУ «СОШ №40» – людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры. Для проведения экскурсий в музей школы приглашается учитель истории и руководитель школьного музея.
В мае для педагогов проводилось обучение «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МОУ «СОШ №40».
Кадровое обеспечение программы:
1. Начальник лагеря;
2. 8 воспитателей;
3. Медицинский работник.
4. Учителя-предметники (по согласованию);
5. Библиотекарь (по согласованию);
6. Руководитель музея (по согласованию)
Подбор начальника лагеря, воспитателей, проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
|