Организация досуговой деятельности детей и подростков Копейского городского округа в рамках летней оздоровительной кампании
Приходкова Т.А. – методист МУДО ДТДиМ,
Просвирина Е.В. – педагог – психолог МУДО ДТДиМ
Организация летнего отдыха – один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Организация досуговой деятельности детей должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Б.А. Титов, который является одним из исследователей детского досуга говорит, что досуг в семье способствует самосовершенствованию, осознанию принадлежности к общности, соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, любви к природе к искусству и любви к другим людям.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям своей культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летние каникулы – это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
А.Ф. Воловик, В.А. Воловик в своей работе убедительно показывают, что в сфере досуга человек осуществляет досуговую деятельность, действительным мотивом которой является потребность в самой этой деятельности. Эта деятельность продиктована его личностными потребностями и интересами, а не вызвана под давлением внешних обстоятельств, вынуждающих к ней. Досуговая деятельность представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой являются потребление, творчество и экстериоризация, что и определяет предмет педагогики досуга. И организация летнего досуга наших детей тому подтверждение:
– наши дети научаются быть целенаправленоактивными потребителями, что позволяет овладевать определенными духовными ценностями – сами имеют увлечения и могут этим увлечь других, в большинстве своем активно участвуют в том, что запланировано и реализовывается педагогическим коллективом;
– на различных мастер-классах и мероприятиях наши дети не только перенимают опыт других, а и творчески подходят к реализации собственных проектов и замыслов;
– участвуя в спектаклях для учащихся других лагерей, концертах для клубов по месту жительства и детских садов, в выставках во дворце и в городской библиотеки наши дети приобретают бесценный опыт демонстрации результатов собственной и групповой досуговой деятельности, передают пример другим людям организации социально-полезной общественной деятельности.
Лагерь организованный на базе МУДО ДТДиМ имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь. Программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Основной состав лагеря – это воспитанники Дворца в возрасте от 6 до 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям (модули):
1.Организационный модуль (планирование; подготовка к лагерной смене; оформление уголка по правилам дорожного движения, техники безопасности; подготовка материальной базы; определение обязанностей; подготовка к сдаче приемной комиссии; организация питания в оздоровительном лагере). 2.Оздоровительный модуль (утренняя зарядка; закаливание, бассейн; встречи с медицинским работником; влажная уборка, проветривание; беседы о вредных привычках; организация питания воспитанников; спортивные праздники; подвижные игры, воркаут). 3.Творческий модуль (коллективно-творческая деятельность; участие в общелагерных мероприятиях; работа творческих мастерских; экскурсии в библиотеку дворца, центральную городскую, музей, Станцию юных техников, конкурсы, викторины). 4.Патриотический модуль (мероприятия, посвященные памятным датам; просмотр видеофильмов; беседы). 5.Нравственно-экологический модуль (экскурсии в природу; беседы о нравственности; викторины, конкурсы; мероприятия). 6.Социально-психологический модуль (работа психолога; анкетирование; индивидуальные беседы; групповая работа). Эффективность программы летнего лагеря в МУДО ДТДиМ заключается в постановке реальных целей и планировании результатов программы, в заинтересованности педагогов и детей в реализации программы, в создании благоприятного психологического климата, в удовлетворенности детей и взрослых предложенными формами работы, в творческом сотрудничестве взрослых и детей.
В летний период в соответствии с городской целевой программой «Дети Копейска» в ДТДиМ организуются и другие формы летней занятости и организации досуга детей и подростков. Одной из традиционных форм проведения летней деятельности в клубах по месту жительства Дворца творчества детей и молодежи являются праздники двора, которые традиционно проходят в рамках городского фестиваля «Копейские каникулы», совместно с отделом по делам молодежи Копейского городского округа. Основным задачами фестиваля является формирование стремлений к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, понимания ценности природы для материального и духовного развития общества, формирование культуры дворового социума, активизация творческого потенциала детей и педагогов, укрепление авторитета подросткового клуба в микрорайоне. Будучи в структуре Дворца творчества, детско – юношеские клубы накопили определённый опыт по оказанию образовательных услуг и организации содержательного досуга.
Всесторонний анализ занятости детей и подростков в летний период, проведенный по итогам прошлых лет, показывает необходимость совершенствования данной работы в целях предупреждения совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в летний каникулярный период.
Программа летней оздоровительной кампании включает и работу по временному трудоустройству учащихся в свободное от учебы летнее время. Основной задачей содействия трудоустройству учащихся Дворца и детско-юношеских клубов на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, реализация творческих способностей. Интенсивная, творческая деятельность трудового коллектива помогает реализовать творческие и лидерские способности. В процессе работы в коллективе у детей воспитывается самостоятельность, дисциплина.
Подросток уже сам правильно умеет организовать свое свободное время, получает профессиональные навыки, адаптируется в трудовой деятельности, становится пропагандистом здорового образа жизни. Участвуя в этой летней оздоровительной работе, ребята оформляют проект на лучший трудовой отряд по временному трудоустройству. Проект, реализуемый на базе ДТДиМ, имеет ценность и в том, что система трудоустройства и оплаты оказывает материальную поддержку малообеспеченным, многодетным семьям. Кроме того, проект помогает раскрыть творческий и личностный потенциал его участников.
Результаты нашего анкетирования показали, что интересы детей и подростков различны, но большинство предпочитают выбирать для себя активный досуг.
Результатами летней оздоровительной работы является: укрепление здоровья детей; воспитание привычки к здоровому образу жизни, дети и подростки проявляют больший интерес к самостоятельной организации труда и отдыха, доля пассивного потребления досуга снижается, увеличивается доля активного потребления; процесс и результат собственного творчества становится более привлекательным времяпрепровождением; ребятам есть чем поделиться с другими; наблюдается снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей, профилактика правонарушений проходит более успешно при организации общественно-значимых делах, улучшение социально-психологического климата в оздоровительных отрядах, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.