Центр сопровождения деятельности организаций отдыха и оздоровления Челябинской области

Организация досуговой деятельности детей и подростков (Аржевитина Е.И.)

Аржевитина Екатерина Ивановна, педагог – организатор МОУ СОШ № 1.

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Коменский Ян Амос

 

Проблема свободного времени детей и подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно – досуговой деятельности как средства развития социальной активности. Проблема досуга остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени  и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научить подростков умениям и навыкам самоорганизации – актуальная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность детей и подростков во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. В современных, меняющихся социально-экономических условиях необходимо наиболее полноценно, систематично и эффективно реализовывать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. Существенно расширять обыденные направления и формы, а также технологии и методы работы с детьми и подростками вне учебное время. Досуг для современных подростков – это одна из первостепенных ценностей, так как досуг – это сочетание и объединение и отдыха и труда.

Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху Античности. Еще Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

  • время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
  • свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личностных потребностей и стремлений;
  • часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

В педагогике существует множество определений и классификаций методов обучения и воспитания. Слово «метод» в переводе с греческого означает “исследование, способ, путь достижения цели”. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, например, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности”. Методы воспитания и обучения являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов педагогического процесса. Каждый метод реализуется по-разному, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В соответствии с этим, ученые определяют метод как систему приемов, используемых для достижения поставленной цели.

В современной досуговой педагогике можно выделить три основные группы методов: методы обучения моделированию, методы воспитания, методы психолого-педагогических исследований. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения моделированию, которые выступают как сложное, многомерное и многокачественное формирование условий досуговой деятельности, взаимосвязанное с другими категориями досуга (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами). Традиционные методы, предлагаемые Е.И. Перовским, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе, И.Н. Сулаевой и др., в основном используются в педагогике, но также приемлемы для организации досуговой деятельности детей и подростков. Критерий классификации – источник получения информации. Они выделяют три группы методов: – словесные – (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой); – наглядные – (показ, демонстрация моделей, схем); – практические – (упражнения, тренинги, решение задач в виде ролевых игр)

Организация досуговой деятельности требует от педагога творческого моделирования различных методов воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, от возраста воспитуемых, от используемой формы организации досуга.

В качестве основных форм организации досуговой деятельности можно выделить клубную деятельность, студийную работу, работу с неформальными молодежными объединениями по интересам, игровую деятельность, детские праздники, спортивную деятельность, чтение книг, посещение театров, кинотеатров, музеев, семейный досуг, коллективное творческое дело.

Одной из часто используемых форм досуговой деятельности является игровая деятельность.

Игра — вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра – это  способ свободного импровизированного самовыражения ребенка в условных ситуациях. Игра — это занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга и для развлечения.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности, в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». То есть цель игры заключается в ней самой, а ее «продуктом» является удовольствие, наслаждение. В этом основное значение игры в жизнедеятельности современного человека

Игра выполняет следующие функции:

— развлекательную;

— коммуникативную (освоение общения);

— самореализации (игра — способ приобретения опыта и практики);

— терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

— диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание);

— коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

— межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей)

Еще одна форма организации досуговой деятельности — детские праздники.

Праздники можно проводить как в семье, так и в школе, клубе, различных досуговых учреждениях. Зачастую, когда праздники устраивают дома, их готовят, организуют и проводят сами взрослые. Дети довольно быстро привыкают к тому, что их развлекают, и впоследствии они не знают, чем заняться им без взрослых, поэтому им становится скучно.

Чтобы детям быть интересно на празднике, они должны быть его хозяевами. Взрослые, конечно, могут и должны помочь детям в его организации — продумать как его лучше организовать, чем занять гостей, какие предложить игры и развлечения, как сделать так, чтобы детям было интересно и весело, — но все это делать нужно вместе с детьми.

К формам досуговой деятельности относится и спортивная деятельность.

Спортивная деятельность обладает большим потенциалом для развития ребенка. Спортивные занятия способствуют закаливанию организма, укреплению и усовершенствованию его важных систем и функций; укреплению и сохранению здоровья; развитию физических задатков, способностей, двигательных навыков и умений, силы, выносливости.

Чтобы потенциал спорта был реализован в социальном воспитании, в учреждениях, занимающихся организацией спортивного досуга, должны быть созданы условия для удовлетворения потребностей детей в функционально- органической активности, в соревновательности в процессе их участия в спортивной деятельности. Для этого нужно, чтобы воспитатели, организуя спортивную деятельность, уделяли особое внимание созданию условий для реализации физической активности детей и ее стимулированию. В каждом конкретном случае спортивная деятельность должна включать в себя комплексы физических упражнений и спортивных игр, которые позволяют каждому ребенку в определенной мере реализовать себя в соответствии со своими задатками, способностями, интересами и уровнем физического развития

Одним из вариантов спортивного досуга является туристический поход. Туристический поход — это очень интересное, наполненное новыми впечатлениями занятие. Но к его организации нужно подходить очень серьезно.

Поход может быть однодневным или многодневным, с ночевкой. Маршрут выбирается таким образом, чтобы он не был утомительным. Каждый поход приносит не только удовольствие и радость, но и многому учит. Дети приобретают полезные умения и навыки. Во время походов развивается любознательность и наблюдательность детей, упорство и находчивость. В походе воспитывается характер, выдержка, умение преодолевать трудности, закаливается организм.

В качестве форм организации досуговой деятельности могут выступать чтение книг и посещение театров, кинотеатров, музеев и т.п. Такие формы деятельности способствуют расширению кругозора детей и, помимо досуга, дают возможность получения новой дополнительной информации из различных отраслей знания.

Чтение книг — увлекательное занятие для тех, кто любит читать. Однако это свойственно не всем. Любовь к чтению прививается с детства и в этом большую роль играют родители. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста, стремиться к тому, чтобы книги были интересные и разнообразной тематики. И конечно же подбирая книги для детей, нужно учитывать их индивидуальные интересы.

Как одну из форм досуговой деятельности можно рассматривать семейный досуг.

Семья играет большую роль в организации детского досуга. Как известно, «праздность — мать всех пороков». В частности, как отмечает Н. И. Бочарова, организация свободного времени ребенка требует такого же внимания со стороны взрослых, как и организация помощи в учебных занятиях.

В процессе организации досуга активно используется форма коллективно творческих дел (КТД).

Коллективно-творческое дело в аспекте досуговой деятельности – это форма совместной деятельности детей, взрослых и детей, в процессе которой происходит творческое воплощение замыслов всех соучастников деятельности.

Организация коллективно-творческих дел предусматривает шесть стадий.

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые:

  • определяют место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом;
  • ставят конкретные воспитательные задачи;
  • выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям;
  • продумывают способы проведения своих замыслов;
  • намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой;
  • определяют возможности активизация деятельности каждого участника.

При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий.

Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление».

Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Взрослый выступает в роли старшего товарища. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи и вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями.

Педагогам необходимо учитывать мнения детей для совершенствования коллективного творческого дела. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но существуют приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД.

К данным приемам необходимо отнести:

  • четкую постановку проблемы или задачи. Важно, чтобы проблема или задача была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы;
  • создание микроколлективов, групп, бригад для решения конретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия);
  • «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи;
  • отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием;
  • защита идей, когда каждый член коллектива или микроколлектива защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

С целью реализации воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия:

  1. нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу;
  2. подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел;
  3. необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы, КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания;
  4. реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружающем мире.

В целом можно заключить, что эффективная организация досуговой деятельности предоставляет ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, активного проявления его творческих способностей, способствует развитию его личности.

Список литературы:

  1. https://studme.org/ Основные формы организации досуговой деятельности.
  2. https://cyberleninka.ru/ Вестник ТГПИ. Содержание, формы, методы организации досуговой деятельности детей и подростков.
  3. https://otherreferats.allbest.ru/ Организация досуговой деятельности у подростков.
  4. http://dogmon.org/ Педагогика досуга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *