В соответствии с приказом Комитета по делам образования города Челябинска от 27.08.2018 № 1683-у «О Календаре городских массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников на 2018/2019 учебный год», планом работы МАУДО «Центр «Креатив» в период с 23 июля по 9 августа 2019 года на площадке МАУ ДОЛ «Солнечная поляна» состоялся Лагерь-фестиваль «КреативФест». В этом году была смена лагеря получила название «КреативФест.АртТег».
Специально для летней тематической смены «КреативФест.АртТег» была разработана и реализована Программа «АртТег». Программа разрабатывалась коллективом авторов – представителями Комитета по делам образования города Челябинска и педагогами Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Образовательно-досуговый центр «Креатив» г. Челябинска».
Идея смены была продиктована Программой развития МАУДО «Центр «Креатив» и запроса, связанного с идеей провести в рамках смены Сбор «МЕДИАдети.Лето», участниками которой стали дети и подростки, интересующиеся журналистикой, СМИ, Интернет-ресурсами… Эта идея базируется на основных положениях Школы диалога культур В. С. Библера. Вся история человечества – это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условием взаимопонимания людей. Чем содержательнее диалог, тем богаче духовно становится каждый из его участников, стимулируется выработка необходимых личностных качеств.
Цель:
Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в различных сферах деятельности, развитие способностей к ориентации в мире духовных ценностей, IT-технологий, ситуациях окружающей жизни, умений принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Задачи:
- Подтвердить практическую значимость и востребованность знаний, полученных при освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП) в условиях детского оздоровительного загородного лагеря.
- Актуализировать знания о социуме, его законах, системе взаимоотношений, понять перспективы своего развития.
- Расширить представления об IT-технологиях, медиа, СМИ как рабочем инструменте социализации, информированности и личностного роста.
Особенностью программы является реализация ее содержания в сетевой форме. Соорганизаторами выступили: Комитет по делам образования города Челябинска, Челябинская региональная общественная организация Союз журналистов Челябинской области, городское методическое объединение руководителей школьных СМИ, команда информационно-образовательного проекта «PROнас: школьный медиахолдинг» и организаторы муниципальной смены «Курчатовец-2019».
В смене приняли участие 150 детей и подростков в возрасте от 6,5 до 17 лет. Это обучающиеся, предполагающие продолжение занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, стремящиеся найти занятие по интересам, а также 40 школьников, проявляющих интерес к СМИ и журналистике, которые составили основу Сбора «Медиадети.Лето», состоявшегося в рамках смены. Комплексная программа состоит из модулей и направлена на создание условий для свободного выбора. Расписание занятий было составлено таким образом, что дало возможность обучающимся посещать до 4 модулей.
ДООП программы «В вихре танца», «Танцевальная визитка» способствовали укреплению здоровья, улучшению физического развития и эмоционального состояния детей, развитию силы, гибкости, ловкости, быстроты и координации движений, способствовали формированию интереса к занятиям танцами, формированию жизненно важных навыков: правильной походки, красивой осанки.
Программа Сбора «МЕДИАдети.ЛЕТО» позволила ребятам научиться профессиональным практическим приемам работы с аудио- и видеоаппаратурой, обработке цифровых изображений, написанию статей, постов и верстке газеты, видеосъемке и видеомонтажу.
Особое место в развитии и воспитании детей в рамках смены заняла ДООП «Арт-декор»: она обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, ярко раскрывает все его универсальные способности (развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать).
Педагогическая целесообразность ДООП «Караоке-студия» обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. В основу образовательной программы положен метод щадящего обучения пению.
ДООП «Давайте общаться на языке песка» была направлена на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, пластики движений рук, улучшение памяти, стимулирование познавательных процессов: восприятия, образно-логического мышления, пространственного воображения. Дает возможность освоения IT –технологий.
В основе организации смены была игровая модель. То есть модель, в основе которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую дети познавали важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь.
Программа предполагала реализацию ДООП как продолжение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования в условиях загородного оздоровительного лагеря.
Программа «КреативФест. АртТег» была реализована в целях развития и становления личности обучающегося, его самореализации и свободного самовыражения, раскрытия литературного таланта, таланта журналиста и/или блоггера. Программа была направлена на развитие экспериментального поиска, фантазии, нестандартного мышления, реализацию потребности в коллективном творчестве.
В период смены «КреативФест.АртТег» были апробированы новые дополнительные образовательные программы – модули, одним из которых является Сбор «МЕДИАдети.ЛЕТО» информационно-образовательного проекта «PROHac: школьный медиахолдинг». Этот модуль был акцентировал внимание на том, что как бы ни было интересно, легко и доступно общение в различных чатах, форумах, оно не заменит общения с реальными людьми в реальной жизни. Виртуальное общение должно служить укреплению или построению новых отношений в реальной жизни.
Реализация двух программ «АртТег» и «Курчатовец» на одной площадке, взаимное стремление к взаимодействию позволило сделать смену событийно и обучающе более насыщенной. Взаимопроникновение образовательной деятельности обогатило обе стороны, расширило горизонты социализации и самореализации. Программа «АртТег» предусматривала взаимодействие с традиционной муниципальной сменой «Курчатовец» через совместные мероприятия: «Олимпийские игры», «День науки», «Ток-шоу «Не факт!?», «Стартинейджер», совместные тематические дискотеки. Ребята из смены «Курчатовец» с удовольствием влились в работу редакций и активно участвовали в мероприятиях и мастер-классах Сбора «Медиадети.Лето».
План – сетка смены «КреативФест.АртТег» содержала 5 блоков: «Кино» («Стоп-кадр» – представление отрядов, «Студия Союз» – музыкально- развлекательная программа, тематическая дискотека «Назад в будущее», кинофестиваль «Кино наоборот»), «Театр» (игра-квест «Заглянем за кулисы», игра «Каждый- актер», конкурс «Зримая песня», конкурс «Мистер и мисс – лучшая актерская пара»), «Хореография» (занятия по современному и уличному танцам, тематическая дискотека «Стили танцев»), «Живопись» (эстафета «Нарисуй вожатого», игра «Искусство», создание и защита отрядных уголков), «Музыка» («Угадай мелодию», «Песенная перестрелка», «Битва хоров», «орлятские» песни).
Завершением смены стало большое общее мероприятие – фестиваль «КреативФест», в рамках которого вручалась премия «ТЭФИ-АртТег». Здесь ребята смогли показать, чему они научились за смену и/или чем заинтересовались.
Все участники смены имели возможность выбрать себе занятие по душе. Часто юные журналисты посещали мастер-классы по рисованию, пению, танцам, а дети из творческих коллективов с интересом познавали медиасферу. Таким образом, были созданы условия для расширения кругозора и творческой самореализации каждого ребенка. Способом выявления познавательных потребностей детей является использование диагностического инструментария реализации программы: начальная, промежуточная, итоговая диагностика и анкетирование по итогам проведения мероприятий. Анкетирование показало высокую заинтересованность детей и творческими мастер-классами, и занятиями в рамках проекта «PROHac: школьный медиахолдинг». 100% детей отметили возможность выбора занятия как положительный момент, у большинства из них появились новые любимые дела и увлечения. Также ребята упоминали о том, что мастер-классы помогли им сдружиться с детьми из других тематических смен. Благодаря общим интересам, они не испытывали трудностей в общении со сверстниками, легко адаптировались в новых условиях.
Также занятия по программе смены, организованные журналистами челябинского телевидения, медиапедагогами и педагогами дополнительного образования, помогли учащимся сориентироваться в мире профессий. Медиапродукты, созданные учащимися, дали возможность определиться в сфере массовых коммуникаций, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, выявить способности.
«Медиадети» были объединены в редакции по 6-7 сотрудников. Самостоятельно выбрали направление работы и распределили функциональные обязанности (главный редактор, выпускающий редактор, корректор, корреспонденты, видеооператор, монтажёр, фотограф). Для начинающих юнкоров с целью организации совместной и самостоятельной работы была организована система самоуправления. Лидеры самоуправления помогали размещать материалы в интернет-издании, снимать и монтировать видео. Реализация детской инициативы как внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности позволило решать задачи по освоению детьми организаторских навыков, реализации лидерского потенциала, получения опыта совместной работы, освоения навыков анализа деятельности, повышению чувства ответственности.
Благодаря целому спектру творческих мероприятий, ребята смогли ближе познакомиться с различными видами искусства, смогли научиться творчески мыслить и создавать, сплотились в своем коллективе, научились работать в команде и индивидуально, а, самое главное,- получили удовольствие от процесса и общения друг с другом.
Традиционным мероприятиям смены, помимо зарядки, стало проведение утреннего «Хлопка». «ХлопОК»- это неформальная линейка, на которой оповещались темы мастер-классов, проходила церемония награждения по итогам мероприятий и редакционных заданий. В течение смены отряды участвовали в мероприятиях и зарабатывали «лайки». В конце смены по подсчетам «лайков» был выявлен лучший отряд, а остальные – получили почетные звания и номинации.
Особенностью семинаров и мастер-классов от Союза журналистов в рамках проекта «МЕДИАдети.Лето», проводимых журналистами челябинских СМИ, медиапедагогами и педагогами дополнительного образования, являлся их прикладной характер: занятия были направлены на создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности учащихся, их интеллектуального и нравственного совершенствования, формирование медиакультуры в профильной ориентации учащихся. Привлечение к сотрудничеству журналистов позволило показать детям интересный, яркий и открытый для роста и развития мир взрослых. Такой подход позволит нам вырастить личностей, способных к развитию, самосовершенствованию и самореализации.
Подводя итоги смены, можно с уверенностью сказать, что участие в программе благотворно сказалось на духовном и интеллектуальном развитии детей. Произошло динамичное развитие творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских навыков.
Использование и реализация предложенных форм работы послужило созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что оказало существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены дети стали следить за актуальными тенденциями и направлениями в медиасфере, что служит толчком для создания и развития собственного творческого и эффективного контента в сфере радио, ТВ и блоггинга. Дети научились создавать интересные и содержательные информационные продукты: статьи, репортажи, ролики.
Программа смены по своей направленности является комплексной, так как включает в себя профориентационное направление, а также разноплановую деятельность, объединяет направления оздоровления, отдыха, художественно – эстетического образования и воспитания детей в условиях лагеря.
С целью обучения подростков, проявивших интерес к «профессиональной пробе» в области педагогики, навыкам и компетенциям вожатого и подготовки помощников вожатых для работы в загородном и городском детских лагерях, в МАУДО «Центр «Креатив» уже третий год успешно реализуется практико- ориентированная авторская программа «NonStop!» с ярко выраженной социальной направленностью. Ребята, окончившие курс «NonStop 2.0» (второй год обучения), получили возможность работать в рамках смены «КреативФест.АртТег» вожатыми и помощниками вожатых (ребята, не достигшие 18-летия), попробовать себя в реальных условиях. В ходе работы вожатская команда продемонстрировала уверенное владение современными технологиями воспитательной работы, методиками формирования, сплочения временного детского коллектива и активно использовала их в своей работе. В качестве отчета вожатые и помощники заполняли дневники вожатых.
Среди воспитательных эффектов смены «КреативФест. АртТег» можно выделить следующие:
-повышение уровня исполнительского мастерства обучающихся и качества творческого продукта;
-привлечение обучающихся к занятиям в иных творческих объединениях;
-выработка навыков социализации и адаптации в новых условиях;
-выработка положительного отношения к здоровому образу жизни;
-формирование коллектива единомышленников;
-формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения;
-формирование умений самостоятельного создания информационного контента, оценки его содержательности, полезности и нефейковости;
-получение навыков в области СМИ, теле- и Интернет-журналистики.
Программа смены способствовала развитию и сплочению, не только временного детского коллектива, но и создала основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
В ходе смены мы смогли реализовать нашу педагогическую позицию: живое общение, диалог дает возможность лучше узнать того или иного человека с различных его сторон, почувствовать тепло человеческой речи, взгляда. Личное общение позволяет развиваться не только интеллектуально, но и физически путём занятий спортом, танцами, прикладным творчеством и многим другим.
ФОТОАЛЬБОМ ЛАГЕРЯ
Пожалуйста, оцените этот материал. Оценка и оставленные отзывы помогут участнику занять более высокое место в рейтинге.