Наименование конкурсного материала |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный геолог» |
Вид материала |
Программа, лагерь с дневным пребыванием |
Направленность |
туристско-краеведческая |
Цель |
развитие личности учащихся, приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий. |
Задачи |
Формировать мировоззрение личности, целостную картину мира, взаимосвязи наук в системе воспитания эколого-геологической модели.
2). Формировать геологическую грамотность, краеведческую и экологическую культуру личности ребенка.
Способствовать профессиональной ориентации школьников, обеспечивающих самоопределение, социальное и нравственное становление личности учащихся.
Подготовка к районной олимпиаде юных геологов. |
Целевая аудитория |
10-12 лет, 13-15 лет |
Продолжительность |
1 смена ( 14 дней) |
Актуальность |
заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. При изучении данной программы много времени уделяется национально-региональному компоненту.
|
Структура мероприятия (занятия) |
Пояснительная записка, Цели и задачи программы,
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Участники программы «Юные геологи»
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Кадровые условия
Учебно-методический комплекс.
|
Краткое содержание |
Введение в геологию.
Занятие: Что изучает геология? Роль геологии в жизни современного общества. Связь геологии с другими науками. Науки геологического цикла: минералогия, петрография, геохимия, геотектоника, палеография, палеонтология, гидрология. Геология, как основа минерально-сырьевой базы.
Правила для учащихся в лагере. Техника безопасности
Практика Игра по тематике раздела.
Раздел 1. «Минералогия»:
Многообразие минералов в природе. Важнейшие классы минералов. Наиболее распространенные минералы земной коры. Методы диагностики минералов. Минералы шкалы твёрдости и их разновидности.
Практическая работа. Способы составления личных коллекций. «Шлиховое опробование»
Раздел 2. «Петрография»
Состав, строение и особенности залегания осадочных пород. Осадочные породы Челябинской области.
Практическая работа с школьной коллекцией осадочных пород: определение образцов, оформление и описание собственной коллекции.
Магматические горные породы. Магма, её происхождение, состав и свойства. Два пути, которые выбирает магма. Интрузивные горные породы, особенности их образования, строение, залегание, диагностические признаки. Важнейшие интрузивные горные породы. Вулканы, их строение, особенности расположения. Продукты извержений. Важнейшие эффузивные горные породы, особенности их состава, диагностические признаки.
Понятие о метаморфизме. Важнейшие метаморфические горные породы, особенности их
состава,диагностическиепризнаки.
Практика выезды в п. Песчанка, на обнажения реки Сухая (знакомство с геологическим обнажением, описание обнажения, сбор образцов)
Практическая работа с коллекцией горных пород: определение образцов. Игры по тематике раздела
Раздел 3. «Палеонтология»
Что изучает палеонтология? Что такое окаменелости и как они образуются.
Геохронологическая шкала. Этапы становления жизни и горных пород. Животный и растительный мир в разные эпохи. Руководящие окаменелости и их использование. Относительный и абсолютный возраст горных пород. Картины жизни на Земле в криптозое, палеозое, мезозое и кайнозое (по периодам).
Рассмотрение наиболее характерных для каждого времени скопаемых организмов. Научная фантастика В.А. Обручева И.А. Ефремова.
Практическая работа. Особый интерес представляют у детей встречающиеся ими останки ископаемых организмов. Описать обстановку территории Челябинской области в геологическом прошлом. Показ окаменелостей и костей из школьных экспонатов. Творческий проект: «Геохронологическое летоисчисление Земли» в рисунках.
Раздел 4. «Геологическая мозаика»
Занятие: Астроминералогия. Драгоценные камни в астрологии. Минералы и драгоценные камни в судьбе человека!» Разнообразие ювелирных и драгоценных камней. Использование ювелирных камней. Труды древних писателей о влиянии камней на здоровье и судьбу человека. Ранними (из дошедших до нас источников) являются переведенные с санскрита древнеиндийские лапидарии IV века (книги о камнях), где описываются девять самоцветов, по представлениям индуистов, осуществляющих астральную связь человека со Вселенной и земным миром. Ношение этих камней в определенном сочетании может изменить карму человека — облегчить или полностью исправить.
Практическая работа: Ваш талисман. Целебные свойства драгоценных камней. Код судьбы имени – вычисли свою планету. И найди по ней свой камень.
Раздел 5. «Экскурсии»
Экскурсия на выходы кварца п. Песчанка, минералы и горные породы. Описание геологических обнажений.
-творческий проект: «Организация полевого лагеря. Т.Б.во время полевых работ»
При проведении экскурсий: «Родники окрестностей п. Снежный» очень важно демонстрировать различные материалы и технологии, которые использовались для благоустройства родников, собрать образцы минералов и горных пород.
Во время экскурсий сбор материала по многообразию растений и животных окрестностей посёлка. Работа над проектом «Красная книга окрестностей п. Снежный», проведение экологического десанта на берегах пруда Саты-Балты и у родников.
|
Условия проведения |
Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
•начальник лагеря;
•воспитатель;
•педагог дополнительного образования
Учебно-методический комплекс.
1. Для организации учебного процесса в аудитории:
– Учебная коллекция минералов, разделенная на группы либо по химическому составу (окислы, сульфаты ит.д.), либо по их использованию (строительные материалы, руды, используемые в металлургии, поделочные камни и др.), либо по месту нахождения.
– Учебная коллекция горных пород, разделенная на группы по условиям образования: породы магматические (интрузивные и эффузивные); осадочныегорные породы (механические, химические и органогенные); метаморфические горные породы.
Коллекция руководящих ископаемых (кишечнополостные, плеченогие брахиоподы), моллюски, иглокожие и др.) Челябинской области.
– Спиртовки.
– Бюретка или мерный цилиндр дляопределенияобъемноговеса.
– Ступки:стальнаяифарфоровая.
– Магнитнаястрелка(компастуристский)
– Пинцет.
– Оборудование для черчения разрезов и планов (линейка, транспортир, карандаш,ластик,миллиметровка).
– Слайды,видеофильмы,дискипотемамзанятий.
– Книги по геологии.
2. Для определения минералов и горных пород (на каждого):
– Шкала Mooca.
– Ступки: стальная и фарфоровая.
– Наборы раздаточного материала (минералы, горные породы).
– Бисквит
– Наборы химикатов (кислота, лакмус, сода).
3. Для проведения геологических походов и экспедиций:
1. Топографическая карта района(1шт).
2. Компас обычный и горный(2шт).
3. Геологическое оборудование: геологический молоток (3- 4 шт.), штыковая
(саперная) лопата(1шт), зубило(2шт), рулетка(1шт), лупа(2 шт).
4. Фарфоровая пластинка неглазурованная(2шт)
5. Пузырек с10% соляной и серной кислотами (2шт)
6. Записная книжка (на каждого)
7. Транспортир (2-3шт), карандаши простые (12 шт)
8. Оберточная бумага, вата упаковочная(0,5кг)
9. Мешочки для образцов 10х15см (10—15шт)
10. Полевые сумки (2-3шт)
11. Аптечка.
12. Фотоаппарат (1-2шт).
Механизм реализации программы
Подготовительный этап
• Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;
• Подготовка методического материала для работников лагеря.
Организационный этап
• Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• Запуск программы;
• Формирование органов самоуправления;
• Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
Основной этап
• Реализация основной идеи программы;
• Вовлечение подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
• Тематические занятия по всем направлениям подготовки к олимпиаде юных геологов.
Заключительный этап
• Подведение итогов смены
• Выработка перспектив деятельности организации
• Анализ предложений детьми, родителями, педагогами по деятельности оздоровительного летнего лагеря.
Сроки действия программы: с 24.06.2021 г. – 0921.07.2021 г.
|
Предполагаемые результаты |
Прогнозируемые результаты работы – учащиеся должны знать:
• правила поведения участников геологических мероприятий;
• что такое минералы, их разновидность, свойства;
• горные породы, их разновидность.
• достижения российских геологов и их вклад в развитие науки;
Должны приобрести умения:
• определять физические свойства минералов;
• определять основные горные породы;
• Составлять и описывать коллекции;
• проведение геологических походов и экспедиций;
• обобщать информацию, готовить сообщения по заданным темам
• проводить экскурсии
|