Центр сопровождения деятельности организаций отдыха и оздоровления Челябинской области

“Навыки XXI века”

Наименование конкурсного материала “Навыки XXI века”
Вид материала Методическая разработка, разработка отрядного мероприятия
Направленность социально-гуманитарная
Цель формирование у детей метакомпетенций: критическое мышление, коммуникация, взаимодействие, самопрезентация.
Задачи формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, знания, труд), ценностного отношения к социальной реальности в целом
формирование профессионального самоопределения
развитие умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
развитие умения выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, организатора)
Целевая аудитория 13-15 лет
Продолжительность 4 занятия
Актуальность

Актуальность Разработки заключается в нацеленности стать наставником по модели «Ученик – ученик» в формировании компетенций для самоопределения и выбора профессии.
Важнейшие среди таких компетенций выражаются в готовности человека:
 осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения;
 ставить и корректировать адекватные ближайшие и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения.
Наставничество – технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставничество – новая плодотворная среда для раскрытия потенциала каждого. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, а это критически важно в современном мире.
Разработка нацелена на повышение качества организации отдыха детей и их оздоровления в летний период, отвечает на вызовы XXI века.
Значимость «навыков XXI века» заключается в том, что они позволяют лучше ориентироваться в разных дисциплинах и разбираться в потоках новой информации. Задача – создать для детей возможности, используя которые ребенок сможет получать знания, планировать свою деятельность и ставить цели, понимать себя, оценивать свои силы и определять интересы, стремиться к саморазвитию и самообучению, быть успешным и счастливым.

Структура мероприятия (занятия)

Практическое задание №1. «Развитие речи»
Организационный момент: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем цикл практических занятий «Навыки XXI века», который будет состоять из 4 подкаст. Возьмите в руки карандаш (любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте начнём развиваться!
Практическая часть:
На доске

Прочитайте то, что написано на доске. Каким одним слово назовём данную фразу? (скороговорка). Какой же первый «навык XXI века» будем развивать? (речь). В какой профессии этот навык может пригодиться? (учитель, диктор, писатель, артист).
Начнем. Просьба взять стул и сесть полукругом.
Прочитайте несколько раз скороговорку, а потом закройте глаза произнесите ее.
Пояснения:
На первом этапе – нужно научиться правильно произносить скороговорку, обращая внимание на произношение всех звуков: гласных и согласных. Поизносим медленно и верно. Учим наизусть.
На втором этапе – делаем все то же самое, но в беззвучном режиме, работает только артикуляционный аппарат без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий этап – произносим скороговорку шёпотом.
А теперь поиграем с интонацией.
Пояснения:
Заранее готовятся карточки с надписями: «Восклицательно», «Утвердительно», «Вопросительно», «Грустно», «Радостно», «Задумчиво», «Агрессивно», «Напевая разными голосами».
Рефлексия:
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек делает с радостью то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей.
Продолжи.
На доске

У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Давайте ответим на вопросы, которые вы видите на доске???
Заключение:
Мир работы будущего все более сложный, наполненный гибкими технологическими решениями, настраивающий на постоянную готовность к переменам – потребуется все большего числа людей, способных не просто ориентироваться в нем, но и эффективно управлять проектами, командами и целыми организациями. Высокая конкуренция требует от работника лучшего понимания, что именно нужно потребителю – то есть учит быть клиентоориентированными. Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и успешных личностей. Поэтому, если вы сможете правильно и ясно донести до других свои мысли и идеи, то профессиональный и карьерный рост вам обеспечен. Давайте еще раз ответим на вопрос: «В какой профессии нужно уметь правильно говорить?» (в любой, если хочешь стать успешным и понятым.)

Практическое занятие №2. «Взаимодействие»
Организационный момент: Здравствуйте! Сегодня продолжаем цикл занятий «Навыки XXI века». Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть наш мастер – класс принесет вам новые открытия, успехов вам.
Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и начнем.
Практическая часть:
Поставить на стол сумочку. Что же принесла я сегодня на наше занятие?
Ответить на этот вопрос поможет игра «Да – Нет». Вы задаете вопросы, я отвеваю либо «да» либо «нет». (Это ключ? Это карточка? …)
Да, это зеркало. Учитель достает из сумочки зеркальце.
Второй мастер – класс называется «Взаимодействие». А как вы думаете, зеркало и название нашего мастер – класса, что у них общего? (дети дают свои варианты ответов).
Зачем зеркало человеку?
Что такое взаимодействие?
Мы сегодня с вами будем взаимодействовать в игре «Зеркало». Попрошу желающего выйти в центр.
Пояснение:
Выбирается ведущий, его роль — «человек». Все остальные — «зеркала».
Ведущий перемещается по замкнутому пространству (кабинет, холл). Он смотрит в «зеркала» (на других участников игры), а они его «отражают», повторяя все действия, которые он выполняет.
Важно, чтобы «зеркала» точно повторяли движения, позы, мимику «человека». Достоверность «отражения» важна для установления контакта, возникновения эмпатии.
Ведущий сменяется спустя 2-3 минуты. Это необходимо для того, чтобы как можно больше игроков «примерили» на себя роль «человека» и в то же время попытались сыграть роль «отражения».
Молодцы, ребята, вы хорошо поняли суть игры. Попрошу отряд разделиться на две команды, чтобы продолжить наше занятие (отряд делиться на две команды). Вам предстоит соревнование. В течение 30 секунд (или любого другого времени) вы должны найти и запомнить все предметы вокруг вас на букву… (учитель читает стих, дети угадывают букву).
Врач умеет очень просто
Наше горло проверять-
Он всегда при этом просит
Эту букву называть (буква А)
Нужно выбрать букву, на которую вокруг наибольшее количество предметов.
Рефлексия:
Мы с вами знаем, что любой человек делает с радостью то, что у него хорошо получается, прошу вас посмотреть на доску и продолжить фразу.
Продолжи.
На доске

Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций. Образовательную траекторию можно задать себе самостоятельно: путем стажировок, онлайн-курсов и практики. Это гораздо сложнее, чем идти по существующей образовательной колее «школа-институт-дополнительное образование», но увлекательнее и результативнее.
С другой стороны – из-за постоянно происходящих в экономике изменений сокращается число рабочих мест, где можно заниматься одним и тем же делом всю жизнь (например, работа бухгалтера или продавца), и появляется все больше мест, где работа организована в виде набора разнообразных проектов. Поэтому умение не только работать в проектных командах, взаимодействовать становится критически важным для большинства работников будущего. Наконец, в «эпоху перемен» многим сотрудникам надо быть готовыми к работе в условиях высокой неопределенности – а значит, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять и перераспределять ресурсы, управлять своим временем в условиях постоянно меняющегося потока рабочих задач.
Практическое занятие № 3. «Критическое мышление»
Организационный момент: Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
Практическая часть:
Поговорим сегодня про критическое мышление. Как вы думаете, что такое критическое мышление? (дети дают своё понятие).
А вот какое определение дает педагогический словарь. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умения выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Сейчас мы сыграем с вами в игру «Все связано» и посмотрим на ваше мышление.
Задание № 1. «Найди общее».
Пояснение:
Отряд делятся на две команды. Педагог загадывает абсолютно два разных предмета. Например, тетрадь и забор. А теперь соревнуемся, кто больше найдет между ними схожих черт. Команды отвечают по очереди.
Например, они могут быть сделаны из дерева; могут быть одного цвета и т.д.
Тем самым дети учатся анализировать информацию, узнают о предмете что-то новое, исследуя его.
Задание № 2. «Придумай окончание».
Пояснение:
Например: Учитель достает из папки картинку и показывает детям (приложение 1) и произносит фразу: «Я знаю, кем хочу стать, потому что…» (ответы детей).
Команды поочередно заканчивают предложения, соревнуясь, кто больше придумает окончаний.
Также можно усложнить задачу, показать ту же самую картинку и предложить придумать рассказ или историю, поочередно каждому придумать слово или фразу, последний участник должен зачитать получившийся рассказ. Не надо стесняться придумывать самые необычные варианты.
Рефлексия:
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь. Прошу вас посмотреть на доску и продолжить фразу.
Продолжи.
На доске

Заключение:
На сегодняшний день критическое мышление необходимо нам в любых сферах. В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает думать и работать более аккуратно и точно, быстро определять важное и второстепенное, эффективно решать проблемы, внимательнее и результативнее справляться с различными задачами. В обучении вместе с развитием критического мышления мы развиваем навыки быстрого распознавания аргументов, быстрого определения ключевых идей в текстах. В личной сфере критическое мышление научит нас быстро анализировать суждения, взгляды, доказательства и мнения окружающих.

Практическое занятие № 4. «Игра ситуация»
Организационный момент: Здраствуйте! Сегодня я хочу прочитать вам притчу Льва Николаевича Толстого «Мышь, петух и кот».
Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
– Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.
Мать сказала:
– Скажи, какие это звери?
Мышка сказала:
-Один страшный ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.
– Это петух, – сказала старая мышь. – Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
– Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала:
-Дура ты дура. Ведь это сам кот.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (прослушивание вариантов ответов обучающихся).
Мы сегодня будем говорить о самопрезентации. Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих. Но этим впечатлением можно управлять сознательно.
Практическая часть:
Сейчас я попрошу каждого из вас поработать самостоятельно, используя те знания и умения, которые вы получили ранее на наших занятиях. За 2 минуты презентовать себя, отвечая на вопросы:
• Ваши умения?
• Ваши успехи?
• Увлечения, хобби, область интересов?
• Кем вы хотите стать?
При этом в тексте нужно использовать словосочетания: одна команда, мои ошибки, навыки XXI века.
Рефлексия:
Непрерывное обучение – ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба – это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности. Прошу вас посмотреть на доску и продолжить фразу.
На доске

Заключение:
Навыки самопрезентации стали неотъемлемой частью таких профессий, как руководитель, учитель, актер, многочисленные разновидности менеджеров, продавцов и агентов. Появилась профессия, задачи которой – обучение полезным поведенческим умениям, прежде всего именно навыкам самопрезентации, так называемый бизнес-тренер. Самопрезентация – это многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим.

Краткое содержание

Данная методическая разработка отрядного мероприятия «Навыки XXI века» (далее – Разработка) обеспечивает реализацию социального – педагогического направления развития личности.
Разработка является методическим материалом программы «Школа наставничества». Программа «Школа наставничества» разработана в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающего раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области», цель которой подготовить обучающихся лицея выполнять роль наставников в рамках модели «ученик – ученик».
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Предлагаемый цикл практических занятий «Навыки XXI века» поможет ребенку раскрепоститься, улучшить дикцию, научит критически мыслить, подготовит выполнять роль наставника в реализации модели наставничества «ученик – ученик» в условиях дуального образования, обеспечивающего раннее профессиональное самоопределение.

Условия проведения

кадровое обеспечение: Учитель – наставник. Опытный педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками. Наставник способен оказать комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития.
Наставник должен обладать личностными качествами:
– высокий уровень профессионализма личности, коммуникативная компетентность;
-способность бескорыстно мотивировать, вдохновлять других людей на позитивное отношение к работе и содействовать в достижении поставленных целей и задач;
– опыт анализа, оценки, структурирования и трансляции имеющегося опыта работы;
– готовность и умение создавать условия и рефлексивную среду для освоения коллегами педагогических технологий и методик, которыми владеет сам;
– заинтересованность в успехах наставляемого, готовность принимать личную ответственность за неудачи и промахи;
– потребность в саморазвитии, самообучении, самосовершенствовании и др.
Ресурсы, необходимые для мероприятия:
Необходимое техническое оборудование: компьютер (ноутбук), колонки, доска, карточки.

Предполагаемые результаты

• позитивные отношение к базовым ценностям (человек, знания, труд) и ценностного отношения к социальной реальности в целом, сформированная ориентация на проявление уважения к представителям различных профессий;
• знание приемов общения со сверстниками, стремление к расширению средств общения в разных ситуациях, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками: умение работать в команде, поиск решений трудных и нестандартных задач, мышления, взаимодействия, самопрезентации, организация и участие в совместной деятельности;
• сформированность ориентации на важность процесса обучения в своей профессиональной перспективе.

Скачать конкурсный материал – скопируйте текст ниже и вставьте в адресную строку браузера

https://ems.chel-meteor.ru/wp-content/uploads/formidable/21/Metodicheskaya-razrabotka-Navyki-21-veka-Ilina-ME.pdf

[formidable id=”23″]