Палаточный лагерь «Чистые родники» экологической направленности функционировал с 24 по 28 июня 2019 года на территории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И.Говорухина» с.Катенино Варненского района Челябинской области с целью развития у обучающихся познавательного интереса к природе и привлечения внимания к актуальным экологическим проблемам своего региона.
Основные задачи, реализуемые в лагере:
1) формирование у обучающихся целостного представления о взаимодействии природы, человека и общества;
2) развитие мышления, расширение природоведческого кругозора;
3) воспитание экологической культуры;
4) развитие коммуникативных навыков, приобретение умения работать в
команде.
Организаторами деятельности лагеря выступили: управление образования Варненского муниципального района; районное методическое объединение учителей биологии; АО «Михеевский ГОК». Начальник лагеря – Тропин А.А., директор МОУ СОШ с.Катенино.
В палаточном лагере отдыхали обучающиеся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений Варненского муниципального района (состав команды: 2 преподавателя, 4 обучающихся). Для участия в проекте были приглашены преподаватели и обучающиеся МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска, Чесменского муниципального района (состав команды: 2 преподавателя, 7 обучающихся).
Всего в лагере отдохнуло 60 детей. Методическое сопровождение исследовательской работы, воспитательные мероприятия, организацию питания, безопасности жизнедеятельности отдыхающих осуществляли 24 взрослых. Смена в палаточном лагере «Чистые родники» была проведена без нарушений.
В рамках деятельности палаточного лагеря была проведена экологическая экспедиция на территории долины реки Караталы – Аят и прилегающих территориях АО «Михеевский ГОК» с использованием программ полевых лабораторий, направленных на исследование природно-антропогенного ландшафта, как места экологического просвещения, творчества и активного отдыха школьников.
Каждая лаборатория проводила мониторинг состояния окружающей среды.
- «Географическая лаборатория» провела описание и оценку экологических ситуаций природно-антропогенных ландшафтов в окрестностях села Катенино
(руководители: Еспаева Г.А., учитель географии МОУ СОШ п. Покровка; Коренюгина Л.В., учитель географии, биологии МОУ СОШ № 1 с. Варны; Шепетко С,Г., учитель географии, биологии МОУ ООШ с. Александровка).
- «Лаборатория водного биоценоза» исследовала экологическую структуру водного биоценоза и морфофизиологические особенности гидробионтов в связи с условиями их обитания, биоиндикацию экологического состояния водоёма реки Караталы-Аят близ села Катенино
(руководители: Тропина Е.А., учитель биологии МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза И.И. Говорухина» с. Катенино; Баранникова И. М., учитель химии и технологии МОУ СОШ с. Лейпциг).
- «Химическая лаборатория» исследовала качество воды в водохранилище и реке Караталы-Аят близ с. Катенино, а также геологические, биологические, химические особенности родника вблизи населенного пункта с. Катенино
(руководители: Студеникина И.В., учитель химии и биологии МОУ СОШ п. Красный Октябрь; Студеникина Л.Ю., учитель химии и биологии МОУ СОШ №2 с. Варны).
- «Лаборатория лесного биоценоза» определяла степень деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных пород
(руководители: Стасенюк Н. А., учитель географии, ОБЖ МОУ СОШ п. Красный Октябрь; Чернова Н.Н., учитель биологии МОУ СОШ п. Новый Урал).
- «Лаборатория почв» определяла степень влияния антропогенной нагрузки на почву и состав почвообитающих животных
(руководитель: Карпочева О.А., учитель биологии МОУ «Гимназии им. К. Орфа» с. Варны).
- «Лаборатория биоиндикации воздуха» исследовала степень загрязнения атмосферного воздуха по комплексным признакам сосны обыкновенной
(руководитель: Назарова С.П., учитель биологии МОУ СОШ с. Толсты).
- Пресс-центр осуществлял сбор, обработку и выпуск информации о деятельности полевых лабораторий
(руководитель: Горин К.В., учитель МАОУ «Академический лицей» г. Магнитогорска).
Палаточный лагерь работал по программе, утвержденной организаторами. Первая половина дня – исследовательская деятельность на природных площадках лабораторий, вторая половина дня – учебная обработка результатов мониторинга, вечернее время – досуговые мероприятия.
В первый день был проведен установочный семинар с целью ознакомления с программой деятельности палаточного лагеря, вводное занятие лабораторий в рамках экологической экспедиции, во второй половине дня – досуговое мероприятие.
Во второй и третий день в первой половине дня была проведена экологическая экспедиция в рамках программ мониторинга полевых лабораторий, во второй половине дня – досуговые мероприятия: экскурсия в школьный музей, спортивные соревнования, дискотека.
В четвертый день была организована выездная экскурсия на предприятие «АО «Михеевский ГОК», во второй половине дня был проведен туристический марафон.
В заключительный день была проведена итоговая конференция, на которой присутствовали организаторы, сотрудники и отдыхающие палаточного лагеря.
В результате деятельности лагеря были успешно реализованы задачи по созданию благоприятных условий для всестороннего развития школьников, так как они стали активными участниками экологической экспедиции и провели мониторинг исследуемой территории: наблюдали за источниками антропогенного воздействия, за факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; они научились обрабатывать результаты и оценивать фактическое состояние природной среды, научились прогнозировать динамику природной среды под влиянием антропогенного воздействия и давать оценку прогнозируемого состояния природной среды.
Функционирование палаточного лагеря с целью проведения исследований в рамках межмуниципального сетевого взаимодействия стала полезной и занимательной формой организации познавательной деятельности школьников, результаты исследований, полученные в рамках образовательной программы лагеря помогли участникам лагеря лучше понять и закрепить основные темы научно – естественных дисциплин, познакомить с объектами природы, привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды от загрязнения, составить общую картину состояния биоценозов Варненского района. Показатель эффективности работы палаточного лагеря «Чистые родники» – участие школьников в различных исследовательских, экологических конкурсах, акциях, проектах будущего учебного года.
Деятельность палаточного лагеря освещалась СМИ: статья в газете Варненского муниципального района «Советское село».
ФОТОАЛЬБОМ ЛАГЕРЯ
Пожалуйста, оцените этот материал. Оценка и оставленные отзывы помогут участнику занять более высокое место в рейтинге.
Замечательный межшкольный, межрайонный экологический проект “Чистые родники”, который реализуется на протяжении нескольких лет в Варненском районе Челябинской области, отличается оригинальностью исследований природы родного края и привлекает всё новых участников из других субъектов региона. Палаточный лагерь 2019 года поставил и достиг реальных целей по мониторингу экологической остановки вокруг Михеевского ГОКа. Педагоги и учащиеся, проводя исследования природных объектов в нескольких лабораториях с использованием современного оборудования, получили новые данные об изменении экологической ситуации в условиях функционирования ГОКа. Участники экспедиции в палаточном лагере “Чистые родники” организовали свою жизнь интересно, с задором и выдумкой, приобрели новых друзей и единомышленников. Они готовы расширить горизонты исследований и приглашают новых участников проекта. Как одна из инициаторов первой экологической экспедиции по исследованию природных объектов родного края благодарю своих коллег за верность и преданность делу, которому они служат на протяжении восьми лет, увлекают интересной работой в природе всё новых школьников и педагогов и желаю им покорения новых вершин! Голосую ЗА великолепный проект!
Замечательная исследовательская деятельность в области естественных наук поможет школьникам в будущем сделать правильный выбор в профессии. Молодцы так держать!