Баскакова Наталья Александровна
методист высшей категории ГБУДО «Областной Центр
дополнительного образования детей»
Заслуженный работник культуры Российской Федерации
г. Челябинск
ОБЛАСТНОЙ ФЕСТИВАЛЬ «УРАЛЬСКИЕ ПРИКРАСЫ» – ЦЕНТР НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
(оздоровление детей принципами традиционной народной культуры)
Чтобы воспитать ребёнка на нравственных началах мы пропагандируем, в первую очередь, религию. Иными словами утверждаем, что только религия, вообще, и церковь, в частности, может воспитать по- настоящему всесторонне нравственного человека. Да простит меня Русская Православная Церковь такое богохульство, но существует ещё и светская нравственность.
Что же подразумевается под светской нравственностью. Другими словами, мы задаём сами себе вопрос, что нравственно, а что безнравственно? К сожалению, в России расцвет нравственности упал. В большинстве своём, детям нравственность не свойственна. Понятие «добро» пред ними предстаёт расплывчато. Безрассудное отношение к национальному достоянию тоже нас мало волнует. А уж к патриотизму не только подрастающее поколение, но и мы взрослые относимся крайне осторожно. Попробуйте опросить хотя бы несколько респондентов: Что такое патриотизм? Большинство из опрашиваемых скажут, что это связано с военными действиями.
Всевозможные военные игры. Образование Всероссийского военно-патриотического общественного движения (юнармия), Российского движения школьников, чествование ветеранов, поисковые отряды. Всё это относится к патриотическому воспитанию. Безусловно, это патриотическое воспитание. Это свято. И это правильно.
А если задать вопрос: Изучение своего края можно отнести к патриотизму? Кто-то неуверенно скажет: «Да, конечно». Кто-то пожмёт плечами, мол, край он и есть край, здесь мы живём и работаем, так, причём здесь патриотизм? А осмелиться и задать вопрос: Можно ли отнести традиционную культуру к патриотизму? Здесь мы получим полное непонимание. Как это песни, пляски и патриотизм – это же явная противоположность. Да и нравственное воспитание невозможно привить через песни, сказки и игру на гармони и балалайке.
Как это ни странно и не обидно, но у многих людей – не только простых обывателей, но и «специальных специалистов» складывается мнение, что традиционная культура, в частности фольклор – это просто какое-то развлечение. Иными словами, «три прихлопа, два притопа» и ни что иное. Вопреки всем подобным домыслам и рассуждениям областной фестиваль фольклорно-этнографических объединений «Уральские прикрасы» развеял все мифы о «лёгком жанре» народного творчества в целом и о фольклоре, в частности. И подтвердил, что патриотизм, нравственное начало зарождается именно в аутентичной народной культуре, в приобщении к истокам национальной народной культуры, в сближении национальных культур. Ведь это же наша земля, это наша Родина, это наш народ.
А с чего всё началось? Побывав на Всероссийских фольклорных фестивалях, я сравнила развитие фольклора среди детей и юношества Челябинской области с российским молодёжным фольклорным движением. В результате выявилось, что почему-то в Челябинской области фольклор, особенно среди детей, истолковывается в ином ракурсе. Самое главное спеть народную песню на два или три голоса, станцевать народный танец и… дело сделано. Можно смело называть себя фольклорным ансамблем. Между тем ни руководители, ни, тем более, дети не могут найти грань между фольклором и народно-хоровой манерой исполнения. В своё время был задан вопрос одному весьма влиятельному лицу в Челябинской области: «Что такое фольклор?». Незамедлительно последовал ответ: «А чёрт его знает, народ беснуется, значит хорошо». Мы простим ему это незнание. Тем более его уже нет в этом мире. Может эта фраза и прошла мимо нас, однако, мы стали относиться к этому сложному народному жанру не очень серьёзно, с какой-то простинкой. В результате на Всероссийских фестивалях и конкурсах наши коллективы удостаивались только лишь Дипломов за участие и поощрительных Грамот, а ещё подвергались где мягкой, а где и грубой критики в наш адрес.
Проанализировав положение дел в традиционной культуре в нашей области, я поставила перед собой задачу поэтапно, шаг за шагом, не ступая против воли детей и педагогов, не навязывая им своих принципов и взглядов, приобщать их к истокам народной культуры. Так зародился областной фестиваль «Уральские прикрасы».
Областной фестиваль детских фольклорно-этнографических объединений «Уральские прикрасы» проводится с целью выявления и поддержки талантливых детей на основе приобщения к фольклорному творчеству. Сверхзадача фестиваля: формирование нравственности, прогрессивных гражданских позиций, развитие чувства толерантности и человеколюбия друг к другу. Сближение и объединение национальных культур на основе обычаев и традиций народов Южного Урала. Фестиваль берёт своё начало в 1997 году. Он начинался в форме заочного видеоконкурса детских творческих объединений, работающих в направлении традиционной народной культуры.
На следующий год конкурс из заочной формы был переведён в очную и получил название «В Урале Русь отражена». Непосредственно под таким названием конкурс в течении двух лет проводился совместно с Челябинской государственной академией культуры и искусства. По мере качественного и количественного роста творческих коллективов поменялся и статус данного мероприятия. Вместо конкурса стал проводиться фестиваль, который получил название «Уральские прикрасы» (вторая половина названия «прикрасы» – устаревшее слово «украшения»). Первый год фестиваль проводился также в городской черте. Кроме конкурсных выступлений, участники фестиваля выступали с концертными программами в Домах престарелых, в больницах и госпиталях. В городском саду им. А.С.Пушкина провели праздник «Троица».
С 2001 года фестиваль был перенесён в палаточный лагерь. Пятидневное пребывание в лагере позволило не только расширить рамки фестиваля, но и повысить количественный состав участников. В течение всех лет в рамках фестиваля проводятся многочисленные конкурсы ансамблей и солистов-вокалистов фольклорного и народно-хорового пения, инструменталистов, солистов-сказителей. Участники фестиваля представляют аутентичные народные костюмы или фрагменты и элементы костюмов, собранных в ходе экспедиционно-поисковой деятельности.
В программу фестиваля «Уральские прикрасы» включены различные номинации и направления:
Песенное творчество разделено на две номинации. «Фольклорное исполнительство» («Фольклорный ансамбль») – исполнялются песни протяжные, свадебные, хороводные, записанные в экспедициях по Южному Уралу, сохранён музыкальный и словесный диалект. Представлены фрагменты обрядов и праздников, бытовавших на Южном Урале. С особым увлечением исполняются песни, записанные у потомков кунгуряков.
Современные Кигинский и Дуванский районы республики Башкортостан населяли заводские люди – кунгуряки, иными словами, переселенцы из Кунгура Пермской губернии. До наших дней дошли уникальные песни «Волоконце», «Андрюха», «Чечётка». Участники фестиваля, бережно сохраняя особенный говор, манеру исполнения кунгуряков, передают первозданность их песен. В этой номинации звучат песни Оренбургских казаков «Ехали казаки», «Бежит речка по песочку», обряд «Проводы казака на службу».
«Народно-хоровое пение» – участники номинации представляют музыкальный материал, записанный в экспедициях и обработанный в народно-хоровой манере. Исполняются произведения, как местных, так советских и российских композиторов, написанные в народно-хоровом стиле.
«Легенды и предания народов Южного Урала» – представлены легенды и предания, как собранные южноуральскими писателями, так и непосредственно записанные в период экспедиций. Легенды и предания в театрализованных постановках и в сольном сказительстве.
«Родной Урал» – исполняются песни и стихи местных об Урале, советских и российских авторов.
Через песни и стихи о своём крае участники фестиваля передают особенную красоту и мощь Урала.
«Сказители» – представлены произведения устного народного творчества, сказки, сказания, сказы, былички, носящие региональный компонент. Особенно сельские дети с особым трепетом, и бережно передают тот материал, который собрали у своих односельчан. Речь идёт о селе Серпиевка Катав-Ивановского муниципального района. Был передан неповторимый серпиевский диалект, говор, сила голоса, этническая культура общения.
«Солисты-инструменталисты» – на традиционных народных и традиционных шумовых инструментах (рубели, трещётки, пила, коса, ложки) исполняют наигрыши фольклорной традиции и народные произведения, носящие региональный компонент.
«Народный театр» – представлено ярмарочное действо, «Петрушкин театр». Кроме того, оценивается ярмарочное балаганное представление, творчество зазывал, коробейников.
Участники фестиваля с особой теплотой и фантазией относятся к ярмарочному действу. Зазывалы в образе медведя, цыганки, балалаечников приглашают покупателей к своим прилавкам. Коробейники не только успешно продают товар с лотков за деньги, но и предлагают пряники, крендели, конфеты за исполнение лучшей частушки или пляски.
Сохраняя колорит и предназначение ярмарки, участники с энтузиазмом представляют изделия народных промыслов, изготовленных своими руками. На ярмарке широко представлен товар: вышитые бисером, мулине картины и панно, изготовленные из шёлка броши и украшения, разноцветные вязаные салфетки, пледы, табуретники, бусы и браслеты, изготовленные из природного материала, глиняные игрушки и музыкальные инструменты. Демонстрируется на гончарном круге технология изготовления керамических изделий.
«Исследователи народной культуры» – с каждым годом увеличивается количество исследовательских работ по различной тематике. Юные исследователи в своих работах отражают дикорастущие растения на Южном Урале, их диалектное название и применение в пищу, была представлена пошаговая технология термической обработки растений, а также некоторые рецепты приготовления блюд из уральских растений.
На исследовательскую конференцию был представлен национальный казачий костюм, найденный на чердаке частного дома. Участники фестиваля защищали исследовательские работы по праздникам и обрядам, народным костюмам, народным промыслам, музыкальному творчеству, по своей малой родине.
Традиционно и ежегодно на областном фестивале проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремёслам (глиняная игрушка, керамика, художественная обработка дерева и бересты, бисероплетение, народная кукла, народная вышивка мулине и атласными лентами, поясоплетение, плетение из лозы, лоскутная техника, валяние из шерсти, рисование старославянских букв, плетение кос).
Проводятся мастер-классы по обучению игры на музыкальных инструментах – курай, варган, балалайка, гармонь, художественный свист. Проводятся мастер классы по бытовой народной хореографии и вокалу. Участники фестиваля активно принимают участие в занятиях по мужской и женской культуре.
На вечёрках с особым энтузиазмом разучиваются кадрили подвижные народные игры. При этом сохраняются эстетические и этические правила поведения юноши и девушки в танцах и играх. Современные участники фестиваля всецело предпочитают вечёрку дискотеке.
Впервые в 2016 году в рамках фестиваля были проведены дни национальной культуры. День славянской культуры был приурочен к православному празднику – Петрову Дню (День равноапостольных святых Петра и Павла).
Накануне праздника вечером мужская половина участников фестиваля с криком, стуканьем о металлические предметы (пустыми консервными банками, кастрюлями и крышками, косами, с криками, воплями, стуканьем по металлическим предметам бегут через весь лагерь до ворот, тем самым они как бы изгоняют нечистую силу. Девушки и женщины в фольклорных костюмах с проголосными песнями, с соломой и крестовиной уходят в лес, сооружают кострому и оставляют её на ночь.
Утро начинается с праздничного подъёма. Гармонист и балалаечник с весёлыми наигрышами заглядывают в палатки и всех поздравляют с праздником. После подъёма включается фонограмма и над лагерем плывёт праздничный колокольный звон. После праздничного завтрака девушки и женщины, одетые в фольклорные костюмы, с нарядом для костромы отправляются в лес. Мужская половина тоже в фольклорных костюмах с традиционными народными инструментами ожидают на центральной площадке лагеря выход костромы.
Участницы фестиваля с проголосными песнями приносят кострому, одетую в фольклорный наряд, приносят на площадку лагеря, устанавливают её на почётное место и водят общий хоровод. Все праздничные действа проводятся непосредственно у костромы. После хоровода проходит конкурс на лучшего рыболова. Затем начинается поздравление участников фестиваля, носящих имена Петров и Павлов. В свою очередь мальчики с именем Петра всех участников угощают ухой. В течение всего дня проходит обряд гостевания. Творческие коллективы ходят друг к другу в гости. «Хозяева» встречают гостей праздничным угощением, поют песни, танцуют.
После ужина начинается вечёрка. По окончании вечёрки начинаются похороны костромы. В сопровождении проголосных песен с костромы снимают наряд. Под громкий плач кострому устанавливают на специально сколоченный плотик и на озере сжигают.
В рамках фестиваля проводится интеллектуальная игра «Занимательный русский язык» Программа игры состоит из нескольких вопросов:
- «Великий могучий – это…» – необходимо было красочно и лаконично рассказать о русском языке;
- «Оригинальные узоры» – имея ключевую пословицу или поговорку – подобрать близкие по смыслу пословицы и поговорки;
- «Сказочные шифровальщики» – запутанные буквы поставить на свои места, чтобы получились пословицы или поговорки;
- «Ожившие картины» – инсценировать предложенную пословицу или поговорку.
На протяжении дня проводились конкурсные выступления славянских фольклорных и народных певческих коллективов.
День культуры тюркского народа начался праздничными звуками курая. Кунашакским муниципальным районом была представлена национальная культурная программа: проведены мастер-классы по овладению навыками игры на башкирских народных инструментах – на курае и варгане, башкирской бытовой хореографии. Представлен фрагмент сабантуя, выступление ансамбля кураистов.
Проходит башкирский обряд гостевания. Инициаторами и основателями обряда гостевания стали участники фестиваля из Кунашакского муниципального района. Для детей проводилось представление национального обряда «Помощь», а также дети угощались свекольником, хворостом и чак-чаком. Для педагогов был создан из решётчатого забора «деревенский башкирский дом» посредине на полу был раскинут достархан. Во главе достархана сидели «хозяин» с «хозяйкой», «снохи» угощали гостей бешбармаком, чак-чаком, конской колбасой, кумысом, травяным чаем со сливками. А затем «снохи» пели и танцевали перед гостями.
В течение дня функционирует «музей слияния культур». Здесь представлены подлинные экспонаты, хранимые в семьях уральского народа, имеющие возраст более века со дня изготовления и хранящих интересную историю их бытования. В музее работают экскурсоводы – специально подготовленные участники фестиваля из соответствующих муниципальных образований. В результате вскрылись новые исторические факты национальных культур на Южном Урале. С каждым годом увеличивается многогранность фестиваля.
Фестиваль носит характер обучающего: На каждом мероприятии, начиная от мастер-классов и заканчивая вечёркой, участники не только постигают навыки профессионального мастерства, но и обучаются нравственным взаимоотношениям. Кроме мероприятий, проходящих непосредственно на территории лагеря, участники выезжают с концертами в пансионаты, близлежащие посёлки, проводят творческие встречи с ветеранами войны и труда. Для участников фестиваля организуются краеведческие и экологические экскурсии. Фестиваль является площадкой полевой практики для учащихся областной заочной школы этнографии и фольклора. Обучающиеся этой школы закрепляют на практике знания, полученные в ходе учебного процесса абсолютно по всем дисциплинам. Общий охват участников фестиваля более 5000 человек. Ежегодно в фестивале принимают участие коллективы и специалисты из других федеральных округов (Екатеринбург, Оренбург, Новосибирск, Пермь, Саратов, Санкт-Петербург).
Именно через увлекательные игры, через яркие зрелища, через неподкупность межличностного общения участников фестиваля и педагогов, через бережное отношение к родной национальной культуре, через изучение интересных фактов культуры других народов и прививаются постепенно, шаг за шагом, нравственные и патриотические начала.
Благодаря функционированию фестиваля, возрастает творческое качество фольклорных и этнографических объединений: На российском уровне наши фольклорные ансамбли и отдельно взятые участники становятся победителями, призёрами и обладателями премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодёжи
Участники фестиваля, впоследствии, заканчивают престижные высшие учебные заведения страны, становятся артистами профессиональных фольклорных ансамблей. Фестиваль «Уральские прикрасы» с каждым годом набирает темпы.
Талыкова Жанна Николаевна,
методист МБУ ДО «ДТДиМ»
Поддерживаю мнение автора, что воспитать человека нравственного можно не только с помощью религии. Здесь нет богохульства или отрицания. И в самом деле, если педагог в жизни серьёзно не занимается такой глубокой темой как религия, как он может постоянно ссылаться на неё? А если группа воспитанников включает в себя последователей различных вероисповеданий – возникает ещё больше вопросов. В статье, конечно, не приведено каких-то исследований, но очень своевременно направляется внимание читателя на наличие современных технологий формирования личности и гражданина в пределах светской нравственности, в том числе технологию патриотического воспитания.
Замечательно, что автор поднял вопрос важности «невоинственного» патриотического воспитания, раскрытого больше не со стороны силы, а со стороны знания и уважения к родному краю. Да, безусловно правильно, что военно-патриотическое направление одно из фундаментальных. Но не только оно. Есть ещё уважение и знание истории, культуры, современные достижения общества, воспитанного в этих условиях, народов, живущих на этой земле. Автор статьи, позволяет задуматься о разнообразии и широких возможностях системы патриотического взращивания поколений.
В статье подробно и разнопланово описан опыт организации и проведения фестиваля с 1997 года. Кстати, представлен казачий костюм, а почему бы не представить казачьи плясовые – настоящий мастер-класс по тренировке ближнего боя? Считаю, что весь опыт фестиваля – прекрасная иллюстрация к мысли автора, отражённой в названии. К сожалению, мы не имели опыта участия в таком интересном мероприятии, но я предложу коллегам.