Центр сопровождения деятельности организаций отдыха и оздоровления Челябинской области

Комплексная программа летнего отдыха и оздоровления детей и подростков «Родом из детства»

Наименование конкурсного материала Комплексная программа летнего отдыха и оздоровления детей и подростков «Родом из детства»
Вид материала Программа, сезонного действия
Направленность художественная
Цель Создание оптимально благоприятных условий, способствующих активному отдыху и оздоровлению воспитанников, вовлечение их в разнообразную деятельность с формированием активной жизненной позиции и личностных качеств, необходимых для наиболее полноценного существования в современном обществе.
Задачи  организовать отдых, удовлетворяющий интересы и потребности всех воспитанников
 создать условия для воспитания здорового ребенка, через формирование потребности в здоровом и безопасном образе жизни у всех воспитанников
 приобщить всех воспитанников к творческим, спортивным, интеллектуальным видам деятельности, развивать коммуникативные способности и учить эффективно взаимодействовать с другими людьми через коллективно-творческие дела и участие в детских объединениях
 создать условия для формирования саморазвивающейся личности каждого ребенка, развивать организаторские и лидерские качества, ответственность через работу детского самоуправления
Целевая аудитория 7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет, 15-17 лет
Продолжительность 1 смена – с 01.06.2021 по 21.06.2021; 2 смена – с 22.06.2021 по 12.07.2021; 3 смена – с 13.07.2021 по 02.08.2021; 4 смена – с 03.08.2021 по 23.08.2021
Актуальность

Современные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, не могли не затронуть проблемы воспитания подрастающего поколения, оптимизации процессов его развития и социализации. Требования времени обусловили переход в педагогической деятельности от объяснения к пониманию, от монолога – к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению личности. Главными ориентирами воспитательной деятельности становятся: доверительность отношений, духовная открытость и близость к детям, сопереживание их трудностям и проблемам. Характерной чертой нынешнего периода является обращение к философии гуманизма, создание инновационных гуманистических концепций, программ и технологий. В связи, с чем на первый план выступают такие ценностные понятия как; самоопределение, самоорганизация, духовное самостроительство, самобытность и личностное творчество, свобода, выбор, культура взаимопонимания и взаимодействия субъектов воспитания, взаимодействие и взаимопроникновение участников воспитательного процесса, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни и многие другие.
В свете принятых Правительством Российской Федерации национальных проектов, на долгосрочную перспективу выдвигаются следующие аспекты развития воспитания и образования:
1) Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью,
2) Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных ролей,
3) Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.
Воспитание должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека. Сегодня мы все чаще говорим о гуманистическом типе педагогической культуры, суть которой состоит в ценностном отношении к детству. Но для создания и реализации такого бережного гуманного отношения необходимым условием является организация подлинно гуманистических, партнерских, диалоговых, органично взаимосвязанных и взаимодополняющих отношений всех субъектов социокультурной среды. Поскольку детский оздоровительный лагерь в настоящее время выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию, воспитанию и оздоровлению детей, то они выполняют целый ряд важнейших функций в обществе:
– развивают творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;
– способствуют его оздоровлению, закалке, воспитанию валеологической культуры,
– воспитывают чувство коллективизма, вырабатывают коммуникативные навыки и т.д.
Мы считаем, что детский лагерь призван, способен и может стать активным субъектом реализации вышеназванных проблем, а также оазисом понимания, гуманного отношения и организации интересной жизнедеятельности каждого ребенка. Сегодняшний детский лагерь способен найти оптимальные, жизненно важные и личностно актуальные способы деятельности в широком диапазоне различных внутренних и средовых процессов, те жизненно важные технологии и формы работы, которые позволяли бы поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье ребенка. Все вышеназванное подтверждает актуальность данной программы.
Ведущими идеями программы «Родом из детства» являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков во время их пребывания в летнем оздоровительном лагере. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию ребенка и раскрытию его творческого потенциала.
В ходе педагогического общения с детьми и подростками выявляются довольно значительные деформации ценностно – мотивационной сферы, многим подросткам свойственна низкая самооценка, часто маскируемая агрессивностью, грубостью, развязностью в поведении. Поэтому становится очевидной необходимость и возможность развертывания в детском оздоровительном лагере программы, направленной на физическое и психическое оздоровление подростков на основе эффективного использования кадрового, материально-технического и природного потенциала лагеря. Необходимо помочь детям вырасти жизнеспособными, достойными гражданами своей страны, чтобы в обозримом будущем они смогли взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического и культурологического характера.
Программа реализуется через игру, способную пробудить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. Особое внимание уделяется работе с детьми и подростками девиантного поведения. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие коммуникативных качеств с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков группы «риска», детей с ограниченными физическими возможностями.

Структура мероприятия (занятия)

Механизм реализации программы

1. Материально-технические условия:
• актовый зал;
• игровые площадки;
• помещения для кружковой работы;
• инструменты и материалы для кружковой работы;
• настольные игры, реквизиты для игр;
• книги, соответствующие возрасту;
• хозяйственный инвентарь;
• аудиотека, фонограммы;
• канцелярские товары;
• компьютеры с выходом в интернет, видеокамеры, фотоаппараты, ноутбуки, микрофоны, мультимедийный проектор;
2 Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
• директор лагеря;
• воспитатели;
• вожатые;
• руководители кружковой работы;
• обслуживающий персонал.
3 Педагогические условия:
• соответствие направления и формирования работы целям и задачам программы;
• отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей;
• единство педагогических требований;
• создания для воспитанников условий для равного проявления своих индивидуальных способностей;
• использование активных и нестандартных форм организации мероприятий, отвечающим интересам и возможностям воспитанников;
• развитие самостоятельности через самоуправление;
• создание атмосферы психологического комфорта.
4. Методические условия
Программа реализуется в 3 этапа:
1) Подготовительный этап (апрель-май) включает:
• подбор кадров;
• разработку документации;
• подготовку материальной базы;
• проведение учебы с воспитателями, вожатыми, руководителями кружковой работы;
• подбор методического материала в соответствии с программой центра;
• подбор реквизита для проведения мероприятий;
• анализ работы по программе «Страна больших возможностей» за 2020 год.
2) Организационный этап (начало смены)
Это период продолжается несколько дней в начале смены. Основной деятельностью этого этапа являются:
• встреча детей;
• знакомство с нормами жизнедеятельности и техники безопасности;
• запуск программы «Родом из детства» и подпрограмм тематических смен;
• знакомство с педагогами, вожатыми и руководителями кружков;
• принятие законов лагеря.

3) Основной этап включает:
• реализацию основных положений программы;
• вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности
Участники программы учатся успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности:
– сфера познания (знания, информация);
– сфера практической деятельности (умения, навыки, трудовая деятельность);
– сфера игры (игровая активность, реализация природных и творческих способностей);
– сфера физического развития (реализация физических возможностей);
– сфера отношений (познание себя, людей, взаимоотношений);
– сфера творчества (создание собственного продукта, реализация себя как творца).
4) Заключительный этап включает:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности;
• анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами по деятельности центра отдыха и оздоровления (оздоровительного лагеря);
• выпуск баннера и фотоальбома по итогам каждой смены и программы в целом, регулярные выпуски газеты «Лесная сказка».
5 Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
– директор и сотрудники центра несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
– сотрудники допускаются к работе после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей;
– педагоги проводят инструктажи по технике безопасности с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

Краткое содержание

Программа отдыха и оздоровления «Родом из детства» состоит из 4 летних смен различной направленности по работе с детьми в области активного увлекательного отдыха, оздоровления, получения познавательной информации.
На протяжении всего лета будут работать программы «Открой себя», которая является одним из важных направлений здоровьесбережения в организации летнего отдыха нашего лагеря и «Колесо безопасности», которая в игровой форме обучает детей основам безопасности жизнедеятельности (программы прилагаются)
1смена – художественно-эстетическая направленность «Союзмультфильм представляет…».
Студия «Союзмультфильм» основана 10 июня 1936 года. Первоначальное ее название – «Союздетмультфильм». В 2021 году ей исполняется 85 лет!
Всем жителям «Лесной сказки» предлагается окунуться в волшебным мир советской мультипликации вместе с её главными героями.

На протяжении всей смены дополнительно реализуется:
 программа физического развития детей посредством занятий спортивными танцами «Мир движения»
2 смена – научно-техническая направленность «Страна «Онлайн».
По сюжету ребята попадают в огромный дисплей, где живут жители у которых есть свои правила и законы. Во время всего путешествия их сопровождает мальчик Дисплейчик, который помогает ребятам познакомиться с правилами и законами жителей страны. Ребята узнают, что такое интернет пространство, вместе с Дисплейчиком побывают на различных площадках интернет пространства, где узнают о возможностях использования онлайн.
На протяжении всей смены дополнительно реализуются:
 программа самопознания подростков через творчество «Открой себя»;
 программа профильного отряда по развитию творческих способностей через литературное творчество «Пером Жар-птицы».
3 смена – культурологическая направленность «Фестиваль талантов».
В течение смены дети познакомятся с различными видами творческой деятельности. Каждому ребенку будет предоставлена возможность выбрать один или несколько видов творческой деятельности.
Общая концепция смены – разработка отрядных творческих проектов и проведение Звездного фестиваля.
На протяжении всей смены дополнительно реализуется:
 программа развития технических способностей детей «Легоконструирование»
 программа профильного отряда «Кадетское братство»
4 смена – социально-педагогическая направленность «Республика Детства».
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Республика Детства». Слово «Республика» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Участники смены – жители Республики, объединяются в «города»- отряды, сами решают, как будут жить в них. Вместе они разрабатывают Конституцию Республики, Кодекс чести, Календарь Республики. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления (Республиканский Форум, Республиканский Совет, Центр общественного мнения и т. д.).
На протяжении всей смены дополнительно реализуются:
 программа физического развития детей посредством занятий спортивными танцами «Мир движения».
Программа «Родом из детства» соответствует современным требованиям и современным социальным приоритетам.

Условия проведения

Кадровое обеспечение программы. Партнёры реализации программы

Для проведения программы «Родом из детства» необходимы квалифицированные кадры. На штатные должности принимаются лица, достигшие 18 лет. При приеме на работу требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работник лагеря знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Основным требованием при подборке кадров является: навык работы с детьми, организаторские способности, способность к творческой деятельности, знание всевозможных игр, конкурсов и т.д.
Главным слагаемым успеха любой смены в ЦООД «Лесная сказка» является педагогический отряд студентов Златоустовского педагогического колледжа и парни и девчонки, прошедшие подготовку в школе вожатых «Как вести за собой». Кроме того, в лагере сложился уже постоянный коллектив профессионалов: преподаватели школ, дворца, домов, центров творчества города Златоуста.
В работе над программой «Родом из детства» педагогическому коллективу оказывают разностороннюю помощь следующие общественные и городские организации: учреждения дополнительного образования, культуры, физкультры, общественные организации, СМИ, централизованная библиотечная система.
Основными формами взаимодействия субъектов программы являются:
1. Городские спартакиады и спортивные праздники.
2. Городские концерты, творческие конкурсы и фестивали.
3. Семинары, встречи, обмен опытом

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база лагеря позволяет осуществлять творческое развитие и оздоровление детей. В лагере имеются:
 оборудованный медпункт,
 стационарные корпуса;
 спортивные площадки (два теннисных корта, городошная площадка, волейбольная, баскетбольная, спортивно-игровой комплекс, два футбольных поля (одно с искусственным покрытием) и роликодром);
 танцевальная площадка;
 помещения для кружковой работы;
 кинозал;
 библиотека;
 столовая;
 баня.
Для успешной реализации Программы необходимо следующее обеспечение:
 18 телевизоров, 12 компьютеров, 5 ноутбуков
 Светомузыка, лазерная установка, дымовая машина, цветовые шары (два), неоновые лампы (две), шар зеркальный
 Мультимедийный проектор (два)
 Синтезатор (два)
 Микшерский пульт (три), усилитель мощности (три), микрофоны (восемь)
 Световой прожектор, колонки для звука (шесть)
 Магнитофоны (пять), видеокамера (две), фотоаппарат (два)
 Ультрапары (шесть)
 Прибор световых эффектов (четыре)
 DVD проигрыватель (пять)
 Музыкальные инструменты: гитары, баяны, аккордеон, бубны, маракасы, ложки деревянные.
 Спортивный инвентарь: мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные, резиновые; скакалки, наборы для игры в бадминтон, сетки волейбольные, теннисные ракетки, пневматические винтовки, городки, кегли, обручи, роликовые коньки.
 Канцелярские принадлежности: альбомы, краски, кисти, карандаши, фломастеры, маркеры, цветные мелки, гуашь, ватман.

Предполагаемые результаты

В целом, реализация программы «Родом из детства» позволит получить следующие результаты:
 Созданы условия для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, их самореализации в процессе коллективной деятельности.
 Созданы условия для сохранения физического, духовного, и социального здоровья детей и подростков и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
 Произошло развитие интереса детей к поисковой и исследовательской работе.
 Эмоциональная удовлетворенность детей пребыванием в детском оздорови-тельном лагере.

Скачать конкурсный материал – скопируйте текст ниже и вставьте в адресную строку браузера

https://ems.chel-meteor.ru/wp-content/uploads/formidable/21/Programma-leta-2021-RODOM-IZ-DETSTVA-na-konkurs-1.pdf

[formidable id=”23″]

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *