Актуальность |
В законе об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” сказано, что дети имеют право получать дошкольное образования до 7 лет. Значит, дошкольное учреждение обязано отчислить этого ребёнка по истечении семилетнего возраста. Во время летних каникул не все родители имеют возможность самостоятельно организовать летний отдых детей, поэтому единственная возможность отдавать детей семилетнего возраста в летние лагеря организованные на базе средних школ. Отряды в таких лагерях формируют из детей нескольких возрастов. И семилетнему ребёнку оказывается тяжело, некомфортно в новой для него обстановке, в новом социальном окружении. И чтобы процесс вхождения детей в новую обстановку прошёл более плавно и безболезненно было принято решение организовать на базе МБДОУ д/с № 12 г. Куса детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, включив детей 6-7 лет, и в связи с этим разработать программу летнего лагеря «Светлячок».
Одной из главных целей детского лагеря «Светлячок» является создание особого воспитательного пространства, в котором организовано включение детей в свободную, творческую деятельность, в оздоровительно-укрепляющие процессы, профилактику безопасности. В целом это позволит укрепить гражданско-патриотические качества воспитанников, укрепить и сохранить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка.
1.1.2. Социальная значимость программы
Социализация ребенка в детских летних лагерях организованных на базе ДОУ – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок усваивает опыт, входя в социальную среду, с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих.
Рассматривая социализацию как процесс, ориенти¬рованный на решение задач гармонизации интересов детей, на усвоение ими социального опыта и реализацию себя как личности, ребенок не является лишь пассивным объектом воздействия социальной среды. В процессе социализации обязательно наличие двух важнейших компонентов: усвоения со-циального опыта и формирования готовности ребенка к его преобразованию.
Педагогическая работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях таких детских летних лагерей, сохраняет взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование.
При организованной деятельности детский летний лагерь располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.
Во – первых, в детском летнем лагере на базе дошкольного учреждения, мо¬гут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познаватель¬ная, художественная, образовательная и т.д.).
Во – вторых, взаимодействие детей в лагере имеет нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует инициативе и социальной активности.
В – третьих, в детском лагере каждый может стать участником сводных объединений, что позволяет ребенку максимально проявлять себя разносторонне и творчески.
В – четвертых, в детском лагере нормой является постоянный анализ всего, что делается, в том числе и участия каждого в жизни лагеря, а также самоанализ.
Детский летний лагерь представляет собой временную среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка. С одной стороны, он создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей детей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.
Процесс социализации в детском летнем лагере мы рассматриваем как социально-педагогическое явление, характеризующееся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности.
Процесс социализации ребенка в лагере эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности лагеря.
Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере организованного на базе ДОУ велико по многие причинам:
а) жизнедеятельность в таком детском лагере – это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения интересов;
б) деятельность ребёнка выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;
в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой их смене, так как идет поиск своего “Я”;
г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение.
|
Краткое содержание |
Педагогический коллектив ДОУ поставил перед собой цель по созданию системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, разностороннее развитие личности в летний период, для реализации которой разработана программа ДОЛ «Светлячок». Данная программа подразумевает и процесс социализации в детском летнем лагере, характеризующийся включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности.
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
Особенностью деятельности ДОЛ «Светлячок» являются Законы лагеря.
Организация детской деятельности осуществляется по тематическим дням и охватывает следующие направления развития детей:
o Физкультурно – оздоровительная работа;
o Нравственно-экологическое направление;
o Художественно – творческая деятельность;
o Трудовая деятельность;
o Патриотическое направление;
o Досуговая деятельность.
В ходе реализации данной программы осуществится:
1. При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
2. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
3. При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
4. Осуществление экскурсий помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине.
5. Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
|
Условия проведения |
Условия реализации программы
Материально-техническое и финансовое обеспечение
Помещение Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты Спальня, игровая комната, музыкальный зал, физкультурный зал Материальная база ДОУ.
Канцелярские принадлежности для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов Начальник лагеря, воспитатели отрядов,
технический персонал
Спортивный
зал Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) Материальная база ДОУ Воспитатели, инструктор по физической культуре
Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Материальная база ДОУ Воспитатели, инструктор по физической культуре
Территория сада Отрядные дела, игры – путешествия Материальная база ДОУ Воспитатели отрядов, администрация лагеря
Обеденная зона Завтрак, обед, полдник Материальная база ДОУ Повар, администрация лагеря
Комнаты гигиены Туалет, место для умывания, мытья ног, раздевалка Материальная база ДОУ Начальник лагеря, воспитатели отрядов,
технический персонал
Методические средства и материалы
o наличие необходимой документации, программы, плана;
o проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
o коллективные творческие дела;
o индивидуальная работа;
o ролевые игры.
Кадровые условия реализации программы
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
o начальник лагеря,
o организатор.
Кураторы отрядов:
воспитатели отряда (из числа педагогов учреждения).
|