
Практическое пособие для педагогов и родителей
Составители:
Г.В.Алпатова, Е.И.Милосердова, Е.П..Тафинцева
Котовск 2019

Учебно-методический банк кейсов для вожатых разработан специалистами Омской региональной молодежной общественной организации «МЫ БУДУЩЕЕ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов
Авторы-составители:
© Долготович И.В. – психолог, медицинский (клинический) психолог, методист
© Степаненко С.Ю. – психолог высшей категории, методист
© Валуйко А.В. – психолог, методист

Методический сборник для организаторов инклюзивных смен
Составители:
Миланович Александр Альбертович
Руководитель отдела информационно-аналитического сопровождения детского отдыха ФГБУ «ФЦОМОФВ»
Гололобова Светлана Михайловна
Заместитель руководителя отдела информационно-аналитического сопровождения детского отдыха ФГБУ «ФЦОМОФВ»
Михеева Екатерина Андреевна
Заместитель руководителя по воспитательной работе «ДООЛ им. В. Дубинина» филиала ГАОУ СО «Центр образования «Родник знаний»
2024 год

Министерство образования Саратовской области,
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний»,
филиал «Детский оздоровительно-образовательный
лагерь им. В. Дубинина»,
Саратовская область, г. Энгельс
2023 год

Ксения Комышанова, автор проекта “Инклюзионист”,
тренер-разработчик инклюзивных программ

Коллектив авторов:
В.В.Овчинников, Н.Г.Лосева, В.Д.Стронина, М.В.Вязовкина, И.П.Зинькевич, И.Л.Костина, А.А.Чикин, К.Э.Комышанова, А.И.Рудицер, М.О.Генделева, Р.П.Яценко
© ГАУК «МОСГОРТУР», 2017, 2018
© Электронная версия – Издательство «Aegitas», 2018



ФГБОУ ДО «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Центр детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей
Москва, 2023

Авторы: Кругликова Г., Линкер Г.
Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2011. — 236 с. — ISBN 978–5–89988–850–2.
В данном учебном пособии раскрыты вопросы теории и методики организации воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере и подростково-молодежном клубе по месту жительства: современные формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, методики изучения эффективности воспитательного процесса и разработки программ летнего отдыха, способы выхода из экстремальных ситуаций.
Предназначается студентам, обучающимся по специальностям «Организация работы с молодежью», «Социальная работа», «Иностранный язык» и др., вожатым, воспитателям, педагогам-организаторам, всем, кто интересуется вопросами организации летнего отдыха и досуга детей и подростков.

Автор: Царёва Н.

Авторский коллектив: Андреев А.А., Горяйнова М.С., Данилков А.А., Данилкова Н.С., Долгих В.Н., Казьмин Д.А., Рябинин А.И., Рябуха Т.М., Макаров А.В., Маслов А.А., Суховейко Г.С.
Сборник материалов в помощь руководителям учреждений отдыха и оздоровления детей Выпуск 7. Москва, 2010

Автор: Бастрикова Н.
г. Курган, 2013 г.

Авторы: Пахомов Ю., Цзен Н.
Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции.
Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощещениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”.

Автор: Юрий Пахомов
Эта книга содержит две части: “Психотехнические игры в спорте” и “Занимательный аутотренинг”. Обе они посвящены использованию психотехнических игр при обучении простым видам саморегуляции.
Десятки упражнений помогут научиться контролировать мышечный тонус и уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять самому себе и своим ощещениям, чувствовать партнера и лучше взаимодействовать с другими людьми. Такие навыки полезны не только в спорте, но и в любых других областях, где происходят “командные игры”.

Автор: Образцова Т.
Сборник разнообразных игр, способствующих правильному разностороннему психологическому развитию детей. Игры, представленные в книге, рассчитаны на любой возраст – от самых маленьких до подростков. Сборник станет незаменимым помощником родителей и педагогов, которые желают сделать процесс воспитания детей интересным и ненавязчивым.

Авторы: А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, Е.К. Степанова, И.И. Фришман.
В предлагаемом организаторам детского движения пособии представлены теоретико-методические (часть первая) и практикоориентированные (часть вторая) подходы к использованию в общественной практике технологий подготовки лидеров.
Материалы пособия обобщают опыт деятельности субъектов Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), предлагая возможные варианты освоения детьми и подростками форм лидерской деятельности для развития у них устойчивых лидерских качеств.
Материалы, программы и рекомендации адресованы организаторам детского движения, педагогам дополнительного образования, старшим вожатым, студентам высших учебных заведений, изучаю щим специальность «Социальная работа»

Авторы: Елена Леванова, Анна Волошина, Ирина Телегина, Александра Соболева, Владимир Плешаков
Эта книга обобщает опыт работы с игрой в тренинге от знакомства и снятия эмоционального напряжения участников до масштабных сюжетно-ролевых и психологических игр. Она предназначена для очень конкретного адресата – специалистов, работающих с разными возрастными группами в формате тренинга.Издание является результатом практической деятельности компании “Искусство тренинга”, специалисты которой используют игру как один из основных инструментов в работе с группой.3-е издание.

Автор: Кипнис М.
Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером.

Автор: Щуркова Н.
Щуркова Надежда Егоровна, автор методического материала для педагогов “Собрание пестрых дел”. 30 форм групповой работы с детьми помогают педагогу проводить разнообразные уроки по ОРКСЭ. Групповые формы работы помогают школьникам развивать интерес к человеку. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок, а значит, каждый раз приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой пленительной значимости; в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность.

Автор: Щуркова Н.Е., Павлова Е.П.
Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004. – 160 с.
Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает методики по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы.
Адресовано школьным педагогам, администрации учебно-воспитательных учреждений, руководителям системы образования, научным работникам, а также студентам и преподавателям педвузов и педколледжей; может быть использовано в работе с детьми детских домов, интернатов и вспомогательных спецшкол.

Автор: Шейнов В.П.
Минск, 1997
В книге дается проверенная обширной практикой удивительно простая и эффективная технология предотвращения и разрешения конфликтов.

Автор: Лутошкин А.
Старшеклассникам об основах организаторской работы. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва, издательство “Просвещение”, 1981
Тираж 200 000 экз.

Автор: Камаева И.
Методическое пособие предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, молодежному волонтерскому движению с целью профессиональной ориентации старшеклассников для ознакомления с профессией «Педагог» и студентов высших учебных заведений для теоретической и практической помощи во время работы в детских оздоровительных, профильных и других лагерях.Пособие содержит необходимые психолого-педагогические аспекты работы в детских оздоровительных лагерях в условиях временного детского коллектива, законодательные акты, рассмотрены требования, права и должностные обязанности сотрудников детских лагерей. Большое внимание уделяется вопросам возрастных особенностей детей и подростков, работы в условиях детского временного коллектива, планирования, организации и проведения коллективных творческих дел.

Автор: Алиева Л.
Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества.
Учебно-методическое пособие.
М., 2007. – 72 с.
В авторской редакции.
ISBN: 978-5-903281-15-2

Авторы: Афанасьев С.П. ,Коморин С.В.
Методическое пособие
Учебно-методическое пособие “Триста творческих конкурсов” представляет собой сборник оригинальных заданий, позволяющих развить творческие способности детей разного возраста.
МЦ “Вариант”, 2000г. – 112 с.
ISBN: 5-93560-005-6

Авторы: Всероссийский детский центр “Океан” под редакцией Э.В. Марзоевой
Сборник сценариев в помощь организаторам отдыха детей и подростков
“Издательство дальневосточного университета”, 2003г. – 320 с.
ISBN: 5-7444-1505-X

Авторы: Всероссийский детский центр “Океан” под редакцией Э.В. Марзоевой
Сборник сценариев в помощь организаторам отдыха детей и подростков
“Издательство дальневосточного университета”, 2003г. – 256 с.
ISBN: 5-7444-1505-7

Авторы: Марзоева Э.В., Марзоев Р.В.
Методические рекомендации по организации профильной смены.
“Издательство дальневосточного университета”, 2005г. – 236 с.

Автор: Марзоева Э.В.
Методические рекомендации по организации профильной смены.
“Издательство дальневосточного университета”, 2005г. – 216 с.

Авторы: Марзоева Э.В., Сергиенко Е.С.
Из опыта работы педагогов центра.
Владивосток , 2003 г. – 68 с.
ISBN: 5-8044-0315-X

Автор: Марзоева Э.В.
Методические рекомендации по организации профильной смены
Владивосток , 2004 г. – 120 с.

Составители: Мильгром В.И., Конькова Н.Л., Горяная Л.Н.
Сборник методических рекомендаций «Профилактика экстремизма и терроризма в
образовательных учреждениях» рекомендован к печати и практическому применению в ОУ
Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного
ИПКПР от 25.05.2011 года.
Биробиджан, 2011 – 72 с.

Автор: Караваев А.Г.
Пособие для учащихся средних и старших
классов общеобразовательных школ, студентов вузов, их родителей, учителей и специалистов
различных областей. М., 2013.
Москва, 2013 – 31 с.

Автор: Штейнбух А.Г.
Научно-популярное пособие, рассчитано на учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ,
студентов вузов и преподавателей. М., 2013.
Москва, 2013 – 31 с.

Под общей редакцией В.В. Попова – к.п.н., профессора Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных
и социальных наук Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Москва, 2013 – 48 с.

Составители:
Сапожникова В.А.,
Тимерьянова Л.Н.,
Ижбулатова Э.А.,
Халикова Л.Р.
Учебно-методическое пособие / Часть вторая. – Уфа: Издательство
ИРО РБ, 2013. – 108 с.

Составители
Андреев В.М. – методист – координатор детского и молодежного движения Эжвинского района, куратор ЭРОДДиМ «Ребячья Республика», председатель КРОО «Ассоциация ДОО РК»
Сыктывкар: Василек, 2006. – с.

Автор: Жуков М.Н.
Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.:
Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
ISBN 5-7695-0669-5
В учебнике в соответствии с программой изложена методика преподавания подвижных игр в школе с I по XI класс. Рассмотрены игры с предметами и без предметов, развивающие основные физические и психические качества детей разных возрастных групп. Дан материал по используемым на уроках подвижным играм, подводящим к видам спорта. Книга может быть интересна также преподавателям вузов и учителям физкультуры.

Летний лагерь на базе школы / Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И. Гончарова. – М.:
ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мозаика детского отдыха).
ISBN 978-5-94665-576-7
Для организации работы школьного летнего лагеря предлагаются все необходимые официальные документы, нормативные материалы, которые должны быть в наличии у администрации и сотрудников лагеря. Приведенные примерные планы работы лагеря и отряда могут послужить канвой для составления планов работы на смену и каждый день в любом лагере. Сценарии мероприятий помогут сделать работу лагеря интересной и запоминающейся.

Книга известных игроков телевизионных клубов «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринг», членов Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» популяризирует интеллектуальные игры как эффективный способ занятия досуга и развития творческих способностей людей всех возрастов.
Авторы раскрывают секреты составления вопросов, знакомят с методикой тренировки интеллектуальных способностей, делятся богатым опытом проведения турниров команд «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринг».
В сборнике приведены вопросные материалы турниров, организованных московскими клубами «Что? Где? Когда?» в сезоны 1997-1999 гг.

Гусев Д.А., Белов В.Н. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей): учебно-методическое пособие.- Арзамасский филиал ННГУ. – 2013. – 80 с.
Изд.переработанное и дополненное.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ И. СОКОВНИ

Выпуск 1
Москва, 2015 г.

Сборник информационно-методических материалов в помощь воспитателям детских лагерей «Орлёнок» по подготовке и проведению отрядных дел, посвящённых Дню семьи, любви и верности / Составитель И. В. Куц. – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2016. – 80 с.

© ВДЦ «Орлёнок», учебно-методический центр, 2016
© Багапова Л. Д., Сайфина А. А., Сакович Н. А., основной текст, составление, 2016

Методические рекомендации по проведению дней воинской славы России в образовательных организациях/ Авторы-
составители Ю. Д. Беляков, О. А. Винокурова, А. Ю. Широкова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2016. – 159 с.

Методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно

№3/23*2018

О.И.КОПЫТИНА,М.Л.САМОЙЛОВА Учебно-методическое пособие